«Геликон-опера» привезла в Баку «Золушку»

Московский театр «Геликон-опера» показал в Баку оперу, родившуюся в азербайджанской столице.

Дворец Гейдара Алиева был в этот день переполнен публикой и на дневном, и на вечернем показе – в город вернулась «Золушка» Леонида Вайнштейна, родившаяся в Баку 40 лет назад. На гастроли приехала «Геликон-опера», за пульт московского оркестра встал Ялчин Адыгезалов (он же выпускал премьеру в российской столице пять лет назад) – и волшебная сказка заворожила зал. Леонид Вайнштейн – ученик Кара Караева, один из ярких азербайджанских композиторов советских времен, много работал в бакинских театрах. «Золушку» он написал для Азербайджанского театра оперы и балета, там же состоялась ее премьера в 1985 году. Для многих людей этот спектакль – счастливое воспоминание детства. «Геликон-опере» предстояло испытание: постановка Ильи Ильина, приехав именно в Баку, должна была соревноваться не с другими режиссерскими версиями той же оперы, а с детскими воспоминаниями зрителей. Обычно такие сравнения заведомо проигрышны, но «Геликон-опера» выиграла. Просто потому что в соревнование не вступила, предложила совсем иной вариант постановки.

Лейла Алиева с сыном композитора Тимуром Вайнштейном. Фото: Azertag

Золушка (Лидия Светозарова) обитает в современной квартире, и квартира эта вполне комфортна, вон стоит стиральная машина. Но недобрые родственнички на месте – и сестры (Майя Барковская и Валентина Гофер), и Мачеха (по традиции ее играет мужчина, роль досталась Алексею Дедову). Пять лет назад в дни московской премьеры Илья Ильин говорил, что ставит спектакль о современном подростке, оказавшемся в окружении неласковой родни. Но никаких примет серьезного угнетения в спектакле все-таки нет, это сказка, а не хроника отдела по делам опеки. В сказку, естественно, встроены приметы сегодняшней жизни: в доме Золушки работает телевизор (и она сначала смотрит знаменитый фильм «Золушка» с Яниной Жеймо, а после побега с бала – новости, где поиск беглянки происходит в прямом эфире). Но «бытовая реальность» мгновенно растворяется, когда в силу вступают правила волшебства, и вот уже театральная магия превращает тыкву в карету. Для успеха спектакля многое сделали художники «Геликона» Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева – именно они сначала играют в сказку, наряды будто взяты у фигурок с каминной полки, а затем широким жестом раздвигают пространство до всей вселенной.

По жанру «Золушка» Леонида Вайнштейна где-то между комической оперой и мюзиклом – партии рассчитаны на настоящие оперные голоса, но задачи перед ними композитор ставил почти мюзикловые. Трудно сказать, видел ли Вайнштейн, которого не стало в 1994 году, бродвейскую «Красавицу и чудовище» и хотел ли он бросить вызов творцам знаменитого спектакля, но в доме Золушки ожили и запели предметы кухонной утвари. Небольшие, но невероятно обаятельные роли Тетушки Метлы (Оксана Осадчая), Кочерги (Ксения Лисанская), Дядюшки Утюга (Антон Куренков) и Отважного Чайника (Антон Фадеев) согревают сказку. Золушка не противостоит сестрам одна, и это важный посыл для детей: если кажется, что ты безнадежно одинок, оглянись вокруг – рядом обязательно найдутся друзья. И конечно, найдется взрослый человек, который тебе поможет. Роль Сказочника (Константин Бржинский) в этой опере сложна, персонаж примеряет разные облики и по интонации похож скорее не на старинного чудодея, а на мудрого интеллигента из «Обыкновенного чуда».

Конечно, в этой сказке важен бал, и вот он происходит в настоящем сказочном дворце, здесь нет никаких примет сегодняшнего дня. Одна из сестер Золушки пытается покорить Принца пением, другая – танцем, и выглядят эти попытки гомерически смешно. Но вот что важно: когда Принц (Виталий Фомин) пускается на поиск сбежавшей красавицы с туфелькой в руках, он тоже выглядит комично, но и трогательно одновременно. В мире Леонида Вайнштейна над любовью не смеются, даже над не самыми разумными ее проявлениями. А вот умиленно улыбаться можно.

В финале кухня исчезнет, просто растворится в театральном пространстве, Золушка и Принц останутся вдвоем посреди загадочной и дружелюбной вселенной. А публика устроит «Геликон-опере» овацию, потому что зрителям всех возрастов необходимы обещания счастья.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»