Организация YARAT представил в Баку первый фестиваль искусств M.A.P.
«История солдата»

В центре внимания нового бакинского фестиваля – современный театр. Тот театр, что ищет новые пути и не боится покидать сцену ради других пространств. Тот театр, персонажи которого говорят на новом языке – вне зависимости от того, балет это или драма. У этого театра нет жанровых границ, поэтому неудивительно, что начался он с «Истории солдата» Игоря Стравинского в постановке Мехти Мамедова и Камиллы Гусейновой.

«Спектакль в целом придумал Мехти, – говорит Камилла Гусейнова. – Он придумал эти два плана сцены, когда балетные артисты работают как в театре теней, а на первом плане перед зрителями – драматические артисты. Я отвечала за хореографию. Мне было важно показать, как меняется герой от сцены к сцене: беззаботный вначале Солдат становился все более мужественным и все менее счастливым. Черт же должен был быть разным в один и тот же момент: и торжествующим, и жалким, и побитым, и победоносным. А Принцесса, третий персонаж, не должна была стать олицетворением какой-то дружеской реальности для Солдата – ведь в решающий момент ее не оказывается рядом. Она всего лишь эпизод в его жизни». Главные партии в спектакле с успехом исполнили ведущие солисты Бакинского театра оперы и балета Джамиля Керимова, Макар Ферштандт и Самир Самедов.

«Болеро»

В финале новый фестиваль снова предложил зрителям новую хореографию – но уже в исполнении артистов московского театра «Новый балет». Этот театр, основанный в 1989 году знаменитой пантомимной артисткой Аидой Черновой (слава пришла к ней в Театре на Таганке – в «Гамлете», «Добром человеке из Сезуана»), в последние годы уделяет особенное внимание молодым хореографам и оригинальным балетным сочинениям. В Баку театр привез три спектакля: «Унесенные» в хореографии Константина Кейхеля, который можно назвать хореографической притчей, саркастический и горький спектакль Кирилла Радева «Превращение», основанный на новелле Кафки, и красочное «Болеро» итальянского хореографа Франческо Вентрильи.

Меж двумя балетными программами драма показывала, как разнообразна она может быть. Актеры усаживались среди зрителей и требовали от них участия в спектакле, разговоров, воспоминаний о первой любви («Совместные переживания» московского театра «Эскизы в пространстве»). Играли настолько знакомых персонажей, что кажется, будто те вышли из соседнего подъезда: например, вот этот парень без цели в жизни, вяло ругающийся с родителями и вяло развлекающийся в клубах, озабоченный лишь тем, чтобы обзавестись модными кедами (спектакль театра «Практика» так и называется – «Кеды»). В «Смешном человеке» театра «Мастерская Петра Фоменко» был вовсе один актер – и он провел публику по кругам ада Достоевского под бодрую музыку группы «Бесы». А в «Троянских женщинах» грузинский театр Royal District заговорил вовсе не о гомеровских временах, а о войнах 1990-х годов.

«Смешной человек»

Кроме спектаклей M.A.P. предлагал мастер-классы (по танцевальной технике гага, изобретенной Охадом Нахарином, худруком израильской Batsheva Dance Company, а также режиссерского мастерства – его преподавал работающий в «Практике» Руслан Маликов) и лекции о театре. Актер и режиссер Олег Любимов из Мастерской Петра Фоменко говорил о режиссерском методе основателя театра, а сценограф Алиса Маликова из «Практики» – о секретах своей работы. Одним из важнейших событий фестиваля стал концерт Азербайджанского государственного камерного оркестра имени Кара Караева – ведомый Ялчином Адыгезаловым коллектив исполнил бриттеновские «Вариации на тему Франка Бриджа». Эта музыка связала времена на фестивале: Бриттен, один из ярчайших новаторов ХХ века, вырос из безусловной старинной классики. Так его сыграли в Баку, и так его услышала публика – как музыку экстремально новую, но не желающую сбрасывать с корабля современности давние сокровища. Просто прибавляющую свои бриллианты к старым богатствам.

Концерт Азербайджанского государственного камерного оркестра имени Кара Караева
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»