Название путешествующего театра Candoco расшифровывается как Can Do Company – «Я могу»: в труппе на равных танцуют здоровые люди и инвалиды. Candoco выступил в Баку на сцене Государственного академического национального драматического театра при поддержке Британского совета, Министерства культуры и туризма Азербайджана и центра современного искусства YARAT.
«Нельзя одной линейкой мерить всех людей», – говорит Педро Мачадо, один из худруков Candoco. В спектаклях английской компании, которой он руководит вместе со Стайн Нильсен, на сцену выходят артисты, у которых руки и ноги заменены протезами, а кое-кто выезжает в инвалидной коляске. Мачадо и Нильсен – да и их подопечные – настаивают, что такой театр может работать не хуже, а то и лучше привычных трупп.
В Баку англичане привезли два одноактных спектакля: Beheld, поставленный год назад молодым хореографом Александром Уитли, и Set and Reset / Reset – версию спектакля знаменитой американской танцевальной авангардистки Триши Браун, созданную специально для Candoco. Уитли, чья звезда сейчас стремительно поднимается на английском небосклоне (его одинаково привечают и Королевский балет, и цитадель новаторов Sadler’s Wells), своим кумиром называет Уильяма Форсайта – хореографа, в 1980-х устроившего революцию в классическом балете Германии и до сих пор продолжающего встряхивать балетно-танцевальный мир. Форсайт – основатель деконструктивизма в балете, и в Beheld, сделанном на музыку Нильса Фрама, виден этот интерес к разбиранию движения на фрагменты. Но вместо всегда прохладного форсайтовского чертежа («мир разваливается – ну и ладно, это же красиво») Уитли выстраивает пульсирующий энергией мир, где инвалидная коляска, проезжающая на одном колесе, как какой-нибудь экстремальный мотоциклист, и виртуозные па артистов, что работают на своих двух ногах, отважно сопротивляются разрушению и настаивают на том, что жизнь, вообще-то говоря, прекрасна.
Ровно то же самое происходит с хрестоматийной (поставленной впервые в 1983 году) танцпьесой Триши Браун Set and Reset на музыку Лори Андерсон. Браун в 1980-е делала с обычными танцовщиками спектакли о преодолении земного притяжения (вплоть до того, что спектакли разыгрывались на стенах небоскребов, артисты были подстрахованы веревками и с помощью этих веревок «летали»). В тех постановках было много эффектного вызова; у Candoco же новая версия спектакля Set and Reset / Reset получила фантастический эмоциональный накал: ведь для многих артистов компании преодоление земного притяжения – даже простейшее, без всяких небоскребов – не вольное приключение, но ежедневный подвиг.
Для многих, но не для всех: в 1991 году, когда труппа только создавалась, было принципиально задумано, что Candoco объединит в своем составе и инвалидов, и совершенно здоровых танцовщиков. Идея принадлежала Селесте Дандекер – танцовщице, оказавшейся в инвалидном кресле после травмы спины, и хореографу Адаму Бенджамену: они стали первыми руководителями Candoco. К 2017 году их детище завоевало мировое признание и выступило более чем в 50 странах мира, а в 2012 году участвовало в церемонии закрытия лондонской Паралимпиады. Стайн Нильсен и Педро Мачадо, долго танцевавшие в Candoco, а в течение последних десяти лет руководившие театром, осенью покидают его ради собственных проектов. Кто придет им на смену, пока не объявлено, но философия труппы несомненно останется прежней. «Эта философия проста, – говорит Мачадо. – Мы профессиональная и амбициозная компания, которая объединяет танцовщиков – инвалидов и неинвалидов: работая вместе, они обогащают искусство. Нам нравится, когда наши спектакли заставляют людей задуматься».