В фестивале традиционно участвовали звезды главных балетных театров мира и лучшие артисты Мариинского театра.Премьеру Мариинки Тимуру Аскерову выпала честь дважды вести спектакли в эти праздничные десять дней.
Структура Мариинского фестиваля сложилась давно и не меняется со временем: каждой весной в эти дни главный петербургский театр показывает важнейшие премьеры, а звезды других театров исполняют главные роли в спектаклях текущего репертуара. Самые желанные гости всегда приезжают из Парижа: французская школа старше российской примерно на полторы сотни лет, и петербуржская публика всегда ревниво изучает ее посланцев. На этом фестивале французская восходящая звезда Элоиз Бурдон получила роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере»; роль принца досталась Тимуру Аскерову.
Артисты, никогда не выступавшие вместе, продемонстрировали на сцене такое взаимопонимание, будто танцевали в паре не один год. Элоиз Бурдон относится к тем редким современным балеринам, у которых лучше выходит роль трогательного и ранимого белого лебедя, чем агрессивного лебедя черного. Тимур Аскеров стал для такой Одетты идеальной поддержкой и опорой, тем принцем, который и нужен девушке-птице: ее руки струились, как крылья, и партнер прикасался к ней так осторожно, будто боялся смять оперение. В «черном» акте партнерство чуть разладилось: Бурдон не чувствовала себя свободно в роли злодейки и сосредоточилась на технической стороне роли. В возвышенном «белом» финале все вернулось вновь – и нежность, и взаимопонимание, и одинаковое восприятие музыки Чайковского.
Еще раз публика увидела Тимура Аскерова в день закрытия фестиваля, когда давали премьеру балета Бенжамена Мильпье «Ночь заканчивается» (La nuit s’аchève) на музыку бетховенской «Апассионаты».
Мильпье сейчас худрук балета Парижской оперы, но таковым ему остается быть недолго. Француз по происхождению, но американец по рабочему стажу (New York City Ballet), супруг актрисы Натали Портман, Мильпье занял эту должность осенью 2014 года. Реформы, которые он затеял в прославленной труппе (в частности, прием на работу не только выпускников школы Оперы, уменьшение доли классики в репертуаре), вызвали ожесточенное сопротивление в театре, и месяц назад хореограф сообщил, что уходит по окончании сезона. И – выпустил премьеру под вызывающим названием «Ночь заканчивается». Теперь постановка перенесена на сцену Мариинского театра.
Это очень красивый спектакль, в котором пылкость музыки напрямую выливается в движение, минуя стадию рассказывания истории. Три равноправные пары (Екатерина Кондаурова и Роман Беляков, Светлана Иванова и Тимур Аскеров, Надежда Батоева и Ксандер Париш) ведут диалоги-объяснения в любви. И если для кого-то это чувство более похоже на обморок (ноги подкашиваются, балерина буквально оседает в объятиях партнера), то для другой это штурм и торжество, а для третьей – способность отказаться от чувства, отодвинуть партнера защитно выставленной ладонью, если он задел ее гордость. Аскеров, как и двое других мужчин в этом балете, – снова воплощенная девичья мечта. Но мечта не романтической дамы XIX века, а современницы, способной постоять за себя.
В финале публика устроила овацию. «Ночь заканчивается» запомнится и тонко сплетенной хореографией (Мильпье следует духу New York City Ballet и традициям Джорджа Баланчина), и замечательными работами балерин и танцовщиков. Спектакль включен в текущий репертуар театра.