Дизайнер Лейла Бабаева: модный приговор

То, что Лейла Бабаева – художник, стало понятно, когда она была еще совсем ребенком. Годы спустя она окончила школу моды и дизайна Института Марангони в Милане и недавно приняла участие в проекте Re-Generation итальянского бренда Tod’s – создала для него капсульную коллекцию из экологичных материалов. Важная деталь: Лейле Бабаевой всего 23 года.

Фото: Алексей Пивоваров

Лучший в жизни подарок Лейла получила на свое трехлетие: родители вручили ей набор карандашей, из которого та сразу достала красный, синий и зеленый – свои любимые цвета – и с тех пор не выпускала их из рук.

Когда родители привели дочку в художественную галерею имени Тофика Исмаилова, ее директор Айнура ханым сначала не поверила: «Что? Начала рисовать раньше, чем встала на ноги? Вы меня разыгрываете?» Но это была чистая правда, и Айнура ханым стала для Лейлы терпеливым преподавателем. Ей, трехлетней, она позволила принять участие в конкурсе на лучшую иллюстрацию к сказкам Пушкина, хотя туда принимали работы детей старше шести лет.

«Я была совсем крошкой, но прекрасно понимала очень важную вещь: Айнура ханым верит, что я могу многого добиться. Думаю, именно это повлияло на мою дальнейшую жизнь. За участие в том конкурсе я получила просто сертификат, но в моих глазах он был бесценен. Он до сих пор хранится у меня, напоминая о старте моей карьеры», – вспоминает Лейла.

separator-icon

В шесть лет Лейла поступила в бакинскую гимназию № 160. Отныне ей нужно было совмещать огромные нагрузки в классе Айнуры ханым со школьной программой. Но Лейла справилась – она же прирожденная перфекционистка. Это хорошо, потому что помогает ей добиваться самых невероятных целей. И в то же время плохо, потому что она пытается достичь идеала даже в мелочах, а это отнимает очень много сил.

Девочка училась только на пятерки, была старостой класса, побеждала на олимпиадах по математике, русскому и английскому языкам, участвовала в художественных выставках. А потом с удовольствием разглядывала на школьном стенде газетные публикации о собственных успехах: Лейлой гордились. Особенно удачным для нее оказался 2010 год: тогда в Баку проходила художественная выставка, посвященная Гейдару Алиеву, в ней приняли участие тысячи талантливых детей из всех областей Азербайджана, а Лейла заняла первое место.

«После этого мои работы участвовали во многих показах, их отправляли за границу. Одна из лучших была посвящена 200-летию Лермонтова: тогда свои картины выставили 100 художников со всего Азербайджана, и я в том числе. Меня даже пригласили представлять страну на международной художественной выставке в Париже. Когда я вернулась оттуда, мы с родителями решили сделать мою персональную выставку; открытие выпало на мой день рождения, 30 марта. Пришли не только родные, которые всегда меня поддерживали, но и известные художники, в том числе Агали Ибрагимов. Увидев картины, он сказал, что весь Азербайджан будет гордиться мной. Дальше от волнения я уже мало что запомнила. В голове осталась только одна мысль: не зря я в три года взяла в руки карандаши».

separator-icon

Куда двигаться дальше? Лейла решила пойти в фэшен-дизайнеры, хотя это было совершенно новым для нее направлением: до того она писала портреты, натюрморты, пейзажи. Но Айнура ханым научила девушку всем художественным техникам. Однажды Лейла побывала на дне открытых дверей, которые проводили в Баку иностранные вузы, и увидела презентацию Института Марангони (Istituto Marangoni) – престижной миланской школы моды и дизайна. В индустрии моды это учебное заведение занимает примерно такое же место, как Гарвард, Оксфорд и Кембридж в мире науки: диплом Марангони открывает выпускникам любые двери в профессии. Через несколько минут после начала Лейла уже твердо знала, что это именно ее место.

Дальше оставалось решить технические вопросы. Например, такой: в азербайджанских школах учатся 11 лет, а в итальянских – 12. Так что сначала Лейле предстояло пройти предвузовскую подготовку (foundation) в лондонском кампусе Марангони. Страшно ли было уезжать в 17 лет из любимого дома в холодную страну к совершенно чужим людям? Очень страшно и тревожно. Но папа сказал: «Обещаю, в будущем ты об этом не пожалеешь», – и, как всегда, оказался прав.

separator-icon

«Нас учили не сдаваться перед трудностями. А сдаться временами хотелось нестерпимо»

Фото: Алексей Пивоваров

«Лондонский кампус научил меня самостоятельности и умению целенаправленно работать. Наша преподаватель Кейти Броуд, невероятно талантливая женщина, заставляла нас делать совершенно сумасшедшие вещи – они наверняка показались бы странными даже профессиональным фэшен-дизайнерам, хотя уж они-то видели, пожалуй, все безумства. Эти занятия развивали креативность, заставляли верить только в себя и делать лишь то, что идет от сердца. Ее уроки я запомнила хорошо и сегодня могу сказать всем молодым людям, которые хотят связать жизнь с творчеством: воплощайте свою идею и не обращайте внимания на критику. Зависти вокруг очень много, а в творческой среде особенно. Верьте своему чутью».

separator-icon

Под конец учебы в Лондоне произошло два важных для Лейлы события. Во-первых, она разработала дизайн сумки из бутылочных крышек, который понравился одному известному бренду – партнеру Istituto Marangoni. А во-вторых, победила на конкурсе Marangoni Sweet Hard, что ее не только обрадовало, но и смутило. Уже тогда она понимала: оставаться «сладкой» и милой, работая в индустрии моды, практически невозможно. Впереди был миланский институт.

separator-icon

«Четыре года в Марангони были, мягко говоря, не самыми легкими. Многие думают, что, чтобы стать дизайнером, надо просто научиться рисовать и шить. К сожалению и к счастью, это не так. За четыре года в Istituto я сдала экзамены по нескольким десяткам самых замысловатых предметов, один из которых назывался «физика моды»! Но важнее всего было то, что нас учили быть сильными, не сдаваться перед трудностями. А сдаться временами хотелось нестерпимо: практически каждый день я проводила в учебных аудиториях с восьми утра до восьми вечера. Не все выдержали этот марафон: из 25 человек, с которыми я поступила на первый курс, через четыре года осталось всего десять». 

separator-icon

Преодолев этот естественный отбор, Лейла вошла в топ-30 лучших студентов по версии преподавателей и в число 20 студентов, которые должны были представить Институт Марангони на Неделе моды в Лондоне. Но из-за карантина шоу отменили. Потом произошла следующая неудача: как раз в тот момент, когда в институт приехали представители модных брендов, чтобы присмотреть себе возможных сотрудников из числа студентов, Лейла лежала дома, в Баку, с температурой: заразилась ковидом, когда приехала на каникулы. Но когда судьба закрывает перед нами одну дверь, рядом обязательно открывается другая. 

separator-icon

«В одно прекрасное утро я узнала, что знаменитый бренд Tod’s выбрал для сотрудничества 20 студентов Марангони: десять человек из флорентийской магистратуры и десять – из нашего миланского кампуса. В число вторых вошла и я. Нам объявили условия работы. Первое: за неделю создать уникальную коллекцию. Второе: она должна быть в духе sustainable fashion – устойчивой, экологичной моды. Третье: коллекция должна отражать традиции итальянской культуры».

separator-icon

Все это походило на розыгрыш. Как это – сдать коллекцию через неделю? Дизайнеру обычно дают месяц только на разработку идеи! Но Лейле было не до жалоб: время дорого! Сначала она лихорадочно делала наброски, рисовала все, что только приходило в голову, пытаясь нащупать концепцию будущей коллекции. Потом мысли улеглись, и Лейла принялась распутывать их клубок. Один из культурных кодов Италии – кино, например спагетти-вестерны Серджо Леоне. Какой же эффектный костюм был у Клинта Иствуда в «Хорошем, плохом, злом!». И будущая коллекция обрела ковбойский стиль. Идея оказалась особенно удачной из-за того, что Tod’s никогда не использовала в своих аксессуарах ковбойских элементов.

Сначала Лейла нарисовала обувь и сумки – то, что Tod’s делает лучше всего. Потом вспомнила, что все же училась на дизайнера женской одежды, и сделала эскизы нескольких пальто и пиджаков, причем, вопреки пастельным тонам из классической палитры Tod’s, использовала энергичные цвета – свои любимые синий, зеленый и красный.

Сложнее пришлось с материалами. Согласно условиям, они должны были быть экологичными, но как ковбойской коллекции обойтись без кожи? Лейла решила использовать два вида экокожи. Первая – Pinatex, сделанная из высушенных волокон ананасовых листьев, вторая – довольно редкая кожа из нитей мицелия, то есть грибницы. «Оба этих материала очень прочные, они «дышат» и на ощупь не отличаются от настоящей кожи. Думаю, было бы интересно, если бы Tod’s использовала их в своих следующих коллекциях», – объясняет девушка.

separator-icon

«Наконец настал день защиты проектов. Мероприятие было организовано на высочайшем уровне, с фантазией во всем: даже пригласительные билеты были сделаны не из бумаги, а из лоскутков экоматериала, оставшихся после пошива коллекций. Все студенты представили очень интересные работы, и каждый почувствовал себя настоящей звездой. Моя коллекция понравилась комиссии. На защите я сообщила, что приехала из Азербайджана, и рассказала им про страну. Теперь модная комиссия в полном составе собирается приехать в Баку, посмотреть своими глазами на наш потрясающий город. Через некоторое время в фэшен-изданиях стали появляться статьи о нашей студенческой коллаборации с Tod’s. Я дала интервью Vogue, а потом видела в журналах со всего мира свое имя. Оно стояло рядом с названием моей страны, и это было потрясающе!»

separator-icon

Создание коллекции было засчитано Лейле как стажировка после окончания Института Марангони. А потом началась нормальная «взрослая» работа в фэшен-индустрии у дизайнера Алессандро Вичеланто, который долго сотрудничал с Dolce & Gabbana, а затем создал собственный бренд. За несколько месяцев Лейла поняла жесткие и не всегда приглядные, но очень эффективные законы индустрии. А еще создала сценические костюмы для двух участников музыкального фестиваля в Сан-Ремо. Весной она стала сотрудничать с французским спортивным брендом Rossignol, который часто организует интересные коллаборации. 

separator-icon

«Каждый солдат хочет стать генералом, а каждый дизайнер – создать собственный бренд. И я хочу, уже и название придумала: «Вилибили». Я мечтаю создать свой бренд и привезти его в Баку. Когда-нибудь это обязательно произойдет – это мой «модный приговор» самой себе. Но сначала наберусь опыта».

Фото: Из архива Лейлы Бабаевой
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»