Эрих Пуммер, основатель австрийского реставрационного Atelier Erich Pummer GmbH, всю жизнь занимается восстановлением объектов культурного наследия. Более 12 лет из своих 66 он реставрирует архитектурные памятники Азербайджана.
Выучившись на скульптора по камню в Высшем техническом институте Зальцбурга, Эрих Пуммер постиг свойства материи и научился понимать ее природу. Пять лет службы в Федеральном управлении по сохранению исторических памятников Вены дали ему бесценный опыт в области реставрации и консервации камня. Далее последовало участие в научных семинарах, изучение профессиональных тонкостей в Польше, Италии, Германии и Египте – и наконец, основание собственной студии.
В портфолио Atelier Erich Pummer восстановительные работы в замках Шёнбрунн и Шаллабург, в Арсенале города Грац, в монастырях в Цветле, Мельке, Дюрнштайне. Именно ему в 1996 году доверили консервацию и реставрацию символа Австрии – венского собора Святого Стефана, поврежденного еще во время Второй мировой войны.
Помимо собственно реставрационных работ бюро Пуммера постоянно ведет исследования, разрабатывает и внедряет инновационные методы. Например, технология вакуумной консервации каменной кладки, запатентованная Atelier Erich Pummer, получила множество профессиональных наград и принесла разработчикам мировую известность.
Девичья башня, известняк и стрижи
Слава австрийского реставратора уже гремела по миру, когда в Баку начали восстанавливать Ичери шехер – окруженный мощными стенами Старый город, некогда резиденцию Ширваншахов. Средневековым памятникам требовалась неотложная помощь. Был и важный нюанс: стены древнего Баку сложены преимущественно из известняка – мягкого камня с разнообразными текстурами и оттенками, добываемого на Абшеронском полуострове. Дело в том, что некоторые камни башни попросту выветрились за прошедшие столетия. Чтобы спасти старинные постройки, требовались специалисты, способные учесть местную специфику, но одновременно знающие все об инновационных технологиях. Так в ноябре 2009 года Эрих Пуммер оказался в Азербайджане. Его пилотным проектом в Баку стала работа на пробной площадке на легендарной Девичьей башне, что является очень важным предварительным этапом перед началом осуществления реставрации исторических памятников.
«За годы в Азербайджане у меня было много возможностей осмотреться и получить представление о богатой культуре этой страны, – рассказывает Пуммер. – Как реставратора меня особенно впечатляет высокий уровень средневековой строительной культуры, мастерство здешних работников. Из доступных природных материалов и с помощью, казалось бы, простейших инструментов создавались памятники непревзойденной красоты и пропорций, простоявшие века». Реставратор отметил немало параллелей в средневековой архитектуре Востока и Европы: «Возможно, на Шелковом пути путешественники из разных концов света обменивались впечатлениями».
Пуммер детально изучил будущий фронт работ, даже рассчитал сейсмоустойчивость башни, и лишь затем приступил к делу. В процессе масштабной реставрации из кладки не было удалено ни единого камня, которого касались руки древних мастеров. На многих этапах специалисты использовали старинные ремесленные способы и традиционные материалы.
«О Девичьей башне можно написать целую книгу – это грандиозное сооружение хранит столько тайн!»
«Конечно, мы также применяем современные армированные материалы и элементы, не подвергающиеся коррозии: хромоникелевую сталь, стекловолокно и т. д. Все они необходимы для стабилизации строительных сооружений. Однако при этом мы всегда стараемся сочетать их с природными материалами, будь то камень, песок или различные натуральные вяжущие вещества», – объясняет Пуммер. Все применяемые нами методики и технологии служат единственной цели – предохранить памятник от дальнейшего разрушения и, в то же время, сохранить его оригинальный вид. А главное правило – бережное отношение к материалам, локальной истории и вообще ко всем особенностям объекта.
В случае с Девичьей башней одной из таких особенностей стали птицы. Приступив к работе, реставраторы обнаружили, что в каменных выбоинах и щелях гнездятся сотни стрижей. Чтобы не лишать пернатых жилья, а бакинцев – привычных и любимых талисманов родного города, в Австрии специально изготовили 501 скворечник, разместили их на фронтоне соседнего здания и на время реставрационных работ переселили стрижей туда. Только когда все птицы обустроились в новых квартирах, древний памятник скрылся под строительной сеткой.
Эрих Пуммер очень гордится этой работой и может бесконечно говорить о Девичьей башне: «О ней можно написать целую книгу – это грандиозное сооружение хранит столько тайн! Я лишь один из многочисленных наблюдателей и экспертов, задумывавшихся о ее назначении. Для меня бесспорно, что Девичья башня была частью большого комплекса со сложной функцией. Особенно поражает высокий технический уровень конструкции. Изнутри башня состоит из восьми ярусов, со второго по седьмой каждый оборудован полукруглыми сточными канавами. Толщина стен на первом уровне достигает пяти метров. В сооружении был даже предусмотрен колодец глубиной 21 метр, что говорит о продуманной концепции использования.
В ходе реставрации мы пришли к любопытному выводу: Девичью башню возводили без установки наружных строительных лесов. На растворе кладки, обмазанной белой известью, уцелели следы мастерка древнего каменщика, которые мог оставить либо левша, либо человек, работавший изнутри здания. Очевидно, что изначально стены башни снаружи и изнутри были совершенно гладкими, обмазанными белой известью. Однозначно определить возраст башни невозможно, так как за века она пережила множество этапов строительства и реконструкции. Первоначальная постройка, безусловно, относится к эпохе до нашей эры».
Подземные купола
После Девичьей башни пришла очередь капитальных восстановительных работ в мечети Мухаммеда 1078 года постройки. Оживить минарет, сложенный из тщательно отесанного местного известняка, помогла вакуумная технология, многими нюансами напоминающая реанимацию человека. Последнее неудивительно: то, что делает Эрих Пуммер, часто сравнивают с трудом врача.
После реставрации и консервации этих двух важнейших памятников Ичери Шехер, находящихся под охраной ЮНЕСКО, Atelier Erich Pummer приступило к восстановлению Бекской мечети, первоначальная кладка которой долгое время была скрыта штукатуркой, а под поздними наслоениями краски на колоннах в зале мечети открылось оригинальное покрытие в стиле «марморирование» (то есть с эффектом мрамора). «Мы освободили эти архитектурные жемчужины от позднейших наслоений, чтобы памятник предстал в своем подлинном виде», – с гордостью говорит Пуммер. Затем началась работа в караван-сараях Мултани и Бухара, построенных в XIV–XV веках и расположенных рядом с Девичьей башней.
Прямо у крепостных стен, слева от Шемахинских ворот обнаружилась баня XVII века – подземный хаммам. В таких было удобно поддерживать постоянную температуру, а солнечный свет проникал в залы через отверстия в куполах, расположенных на уровне земли. В новейшие времена на этом месте располагалась военная комендатура: купола снесли, вместо них появились бараки и плац. Однако о существовании хаммама помнили археологи, с которыми работали в тесной связке специалисты Atelier Erich Pummer.
«После демонтажа зданий и проведения раскопок местными археологами под руководством кандидата исторических наук Идриса Алиева мы взялись за стабилизацию, консервацию и частичную реконструкцию руин, – рассказывает Пуммер. – Задача была не из простых и весьма затратной: подземной конструкции грозило обрушение, и ее необходимо было укрепить, насколько возможно восстановить разрушенные купола и своды с помощью оригинальных строительных блоков. Мы исследовали и удалили многочисленные переделки, относящиеся ко времени, когда хаммам использовался как склад. Реконструкция обрушившихся сводов и куполов производилась строго по правилам исторической строительной техники: мы принципиально отвергли использование цемента и бетона, максимально незаметно подвели электроснабжение. Удалось сохранить оригинальную технологию отопления и водоснабжения хаммама, чтобы новое поколение могло увидеть достоверную картину банной культуры XVII века».
Гора в миниатюре
В последний год география деятельности Atelier Erich Pummer расширилась – объектом его забот стала средневековая крепость Гюлистан периода Ширваншахов близ города Шемахи. Эрих Пуммер хоть и оговорился, что раскрывать подробности проекта пока рано, кое-что все же рассказал: «При поддержке Фонда Гейдара Алиева уже проведено комплексное 3D-сканирование крепости, изготовлена трехмерная модель горы, на которой она стоит, в масштабе 1:500. Параллельно шли археологические исследования, в ходе которых был обнаружен неизвестный ранее вход в туннель, ведущий от подножия крепостной горы к самой ее высокой точке, – этакий «запасной выход». Археологам удалось преодолеть несколько десятков метров этого туннеля и провести измерения. Я уверен, что крепость Гюлистан хранит много тайн, открыть которые еще только предстоит».
Но и Баку австрийца не отпускает: сейчас Пуммер занимается срочной реставрацией Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета, чье здание в стиле модерн было построено в 1910–1911 годах архитектором Николаем Баевым. «В прошлом году мы взялись за восстановление главного фасада. На рубеже XIX–ХХ веков в строительной отрасли появились новые материалы, такие как роман-цемент и портландцемент. Чтобы обеспечить гармонию оригинальных частей здания с реконструированными, мы пользуемся строительными приемами, которые применяли во время строительства театра».
За столько лет работы в столице Азербайджана Эрих Пуммер не просто составил впечатление об этом городе, но и искренне полюбил его: «Баку – невероятный город, который сейчас стремительно развивается. В некоторых областях, возможно, даже слишком стремительно. Конечно, для меня важнее всего остается исторический центр, начиная с его средневекового ядра, ограниченного поясом построек времен нефтяного бума, и заканчивая пригородами и окрестностями с нефтяными месторождениями. Я восхищен энергией местных жителей, стремлением сохранить и передать молодому поколению историческое наследие. И одновременно огромный восторг вызывает современное строительство, создание будущего, идущее в полную силу. Я всем сердцем желаю Баку больших успехов и процветания!»
«Я восхищен энергией азербайджанцев, стремлением сохранить и передать историческое наследие»