Фаик Керим: наметано и прострочено

Баку – город художников в самом широком смысле слова. Творческие люди здесь пользуются всей палитрой инструментов: голосом, таром, виолончелью, глиной, красками и даже нефтью, которой тоже пишут картины. Но Фаик Керим – особый мастер. Он художник шелка, шифона, кашемира, органзы – одним словом, кутюрье.

Человека на своем месте всегда можно узнать по тому, как он говорит о любимом деле. Фаик Керим рассказывает про свои модели в хокку, в сонетах, в газелях. «Кружевное корсетное платье мини цвета слоновой кости… на швы везде поставил ленту из натуральной тафтовой ткани – обыграл линии… они делают его скульптурным и стройнят… платье не сложное, но знаковое для меня… к жакету из последней коллекции я хотел добавить клетчатую органзу… сначала сделал вышивку в виде клетки на шелке, но получилось грубовато… потом взял органзу, при помощи сублимационного принта напечатал клетку… очень прикольно получилось – у нее такой приятный матовый блеск, к тому же органза еще и слегка жатая, это придает изюминку… на белой ткани я принтовал узоры с карабахского ковра «челеби»… мне не нравится, когда рисунок напрямую слизан с ковра, это слишком примитивно… я эти орнаменты немного потер, обтрепал, чтобы получился эффект исчезания… смотришь издалека – обычное прямое платье, с плечевого шва начинается узор, он стекает и растворяется в белизне… узор усложняет силуэт… издалека он даже не прочитывается как ковер: светло-бордовые, светло-розовые, светло-серые тона смешиваются, получается очень загадочно…» Каждый наряд Фаик объясняет подробно, акцентируя внимание на деталях и используя глаголы действия, которые большинство из нас не произносили никогда: наметал, подбил, задрапировал… От этого создается впечатление, будто он приоткрывает бархатную портьеру – и впускает нас в закулисье, туда, где из ворохов шифона, кашемира, тончайшей шерсти альпаки рождается красота, от которой замирают в восторге девочки всех возрастов.

separator-icon

Большинство людей делится на тех, кто предпочитает чай или кофе, кошку или собаку, Пастернака или Мандельштама. Модельеры делятся на тех, кто выбирает между принтом и силуэтом. Фаик Керим определенно из последних. «Вы не поверите, – говорит он, – я все свои ткани покупаю в Италии, на нескольких фабриках в районе озера Комо. И вот, посмотрите, они все однотонные! Есть дорогие, есть очень дорогие, но все базовые. Однотонные ткани – моя страсть. С ними я могу делать все что угодно».

Прежде всего драпировать. В ателье залюбуешься манекенами – тем, как из заложенных складок рождаются идеальные линии, а из линий – женственные образы. Faik Kerim Atelier, высокими окнами выходящее на Зимний парк, определенно самое роскошное в Баку. После 20-летней одиссеи по городу, начавшейся со студии возле Девичьей башни, четыре года назад Фаик наконец нашел для своей команды достойный дом. На трех этажах расположился целый кутюрный театр, где осуществляются все этапы создания одежды. Отдельная гордость хозяина – 13-метровая вышивальная машина, приехавшая из Швейцарии: «Она и ришелье делает, и гипюр на сетке, у нее есть лазерная головка для натуральных тканей и для полиэстровых. В мире вышивальных машин это настоящая Bugatti. Всё, что придумали самого навороченного, всё в ней есть». И демонстрирует, как дизайнер переносит эскиз с бумаги в компьютерную программу, а машина превращает его в вышивку на ткани.

Но в ателье Фаика Керима витают и образы, которые все мы когда-то видели в старых журналах, в кино, на архивных кадрах документальной съемки. Помните – модели проходят перед несколькими клиентками, демонстрируя приталенные платья, перчатки, горжетки, накидки, вечерние наряды? Когда я говорю Фаику, что в его доме жив дух показов Dior, он смеется и отмахивается: мол, это потому что только-только прошел показ коллаборации с дизайнером Arzu Ayvaz в Pronto Concierge Club. В ателье создали винтажную коллекцию Old Money в стиле 1950-х, и показ в клубе организовали в соответствующем стиле.

В этих стенах вспоминается фильм «Миссис Харрис едет в Париж» – про английскую уборщицу в 1950-е годы, которая увидела в одном доме платье Dior, влюбилась в него, совершила невозможное, чтобы собрать необходимую сумму, и по-ехала в Париж в ателье Dior, где выяснилось, что купить вещь невозможно – можно только сшить на заказ, и то далеко не каждому. Такая история более чем вероятна в Баку c нежными платьями Фаика Керима. Их тоже нельзя выбрать и купить: каждое шьют по индивидуальной мерке. Путь платья долог, потому что в нем есть только ручная – стежок за стежком – работа, ценность которой с середины ХХ века, можно сказать, улетела в космос.

Фото: Tato Panahi
separator-icon

Фаик Керим родился в многодетной бакинской семье. Мама шила, сколько он ее помнит, обшивала не только семерых детей, но и знакомых. В доме был праздник, когда появлялся отрез хорошей ткани, чаще всего купленный из-под полы или привезенный из-за границы. «Не буду греха таить, мы были шмоточниками – любили красиво одеваться», – кокетливо говорит Фаик.

Как-то раз он попросил маму сшить кисю – чехольчик на ладонь для бани, специально на его маленькую руку. У мамы была своя технология: она шила из кусочков крепдешина, подбивая изнутри несколькими слоями ситца. Сделанная мамой кися почему-то ему не понравилась, Фаик решил взяться за дело сам – и так познакомился со швейной машинкой.

«В восьмом классе я решил сшить себе школьные брюки. Взял лекало из журнала, скопировал выкройку, раскроил, но не оставил запас и припуск, представляете? Я же не знал! Отлично сшил, но на меня не налезло. Пришлось отдать младшему братику Рамину, он тогда второклассником был. Кстати, сейчас у нас финансовым директором работает».

И так всё завертелось. Потом, тоже в школе, сшил старшему брату пальто, жилетку из замши, делал мужские костюмы. На выпускном вечере они с братом-близнецом появились в выдающихся рубашках и брюках. Все, говорит, спрашивали, откуда взяли, а он отвечал, что в магазине купили. А в каком? А за границей. Не то чтобы стеснялся – просто считал, не поверят, что сам сшил.

Конечно, тогда он еще не думал, что это и есть его путь. Фаик не собирался становиться ни портным, ни тем более модельером. Преодолев сопротивление отца, который пытался отправить близнецов в юридический («Прокурорами станете! Следователями!»), Фаик с братом Натиком поступили в Азербай-джанский технический университет на факультет цветной металлургии – оба решили стать ювелирами. «Мы еще в школе делали цепочки, кольца из проволоки. Сами смастерили специальный деревянный станок и обтачивали, полировали бутылочные стеклышки».

Надо ли говорить, что и в университете Фаик подрабатывал шитьем? Его старшая сестра Гюльнара, преподаватель музыки, шила дома для подружек-учительниц. Фаик начал ей помогать и постепенно взял на себя все женские костюмы. У сестры было кредо, которое перенял и он сам: если уж шить, то качественно и дорого, не как у всех.

Показ коллаборации с дизайнером Arzu Ayvaz , подготовленный для Pronto Concierge Club. Фото: Tato Panahi

Фаик ушел в армию, вернулся, нужно было поддерживать большую семью и ставить на ноги младших – и он снова набрал клиентов и стал шить дома.

…Однажды к нему пришла новая клиентка и попросила, как в известной сказке, сшить из одной норковой шубы две. Фаик задумался: две не получится, но можно сделать одну небольшую и короткую курточку, наподобие косухи.

«Откуда я умел работать с мехом? Когда мы еще учились в школе, наш класс несколько лет возили на практику на фабрику «Азмехшуба» в Хырдалане, это пригород Баку. И там с первого дня глаза у меня начали гореть от счастья. Нас с братом начальник цеха заметил: сказал, у вас рука хорошая, и отправил учиться работе с мехом в экспериментальный цех. Представьте себе, какой там запах стоял: шкуры, дубильные вещества, – но мне все равно было приятно. Я всегда спешил туда, вставал рано, чтобы не опоздать на автобус».

Словом, ту норковую шубу у себя дома Фаик профессионально распорол, намочил, натянул, сделал лекала, мех скомбинировал с кожей, в отсутствие скорняжной машины прошелся мелким зигзагом на швейной.

А через год, в 2005-м, та клиентка позвонила и сказала: «Есть идея». Идея заключалась в том, чтобы вместе с Фаиком открыть ателье. Подобное ему уже предлагали, но на этот раз предложение заинтересовало – главным образом тем, что самому Фаику в нем отводилась роль не просто талантливого портного, но дизайнера и компаньона. Нашли ту самую студию возле Девичьей башни («чтобы сама локация обязывала шить хорошие вещи»), купили оборудование, и представление началось!

Фото: Tato Panahi
separator-icon

Если вам показалось, что в предыдущей главе все было как в кино, где лишь главный герой не догадывается о том, что предназначено ему судьбой, хотя мир со всех сторон буквально кричит об этом, то дальнейшее развитие истории будет похоже на кино еще больше. За считанные месяцы благодаря сарафанному радио всему Баку стало известно, что в городе появилось ателье невиданного доселе уровня!

«Путь платья долог, потому что это ручная – стежок за стежком – работа»

Фото: Из архива Фаика Керима

«Я маньяк кутюра», – дает себе шутливую, но точную характеристику Фаик Керим. Речь не только о перфекционизме в ручной работе. Вот уже много лет он следит за всеми топовыми домами моды: что в тренде, что выходит из тренда. И с радостью отмечает, что в последние несколько лет бакинское молодое поколение тоже следует за модными тенденциями. «Все новинки, которые выходят в мире, появляются и у нас, используются в гардеробах. Не всё приживается, но многое. Все-таки у нас своя ментальность».

За годы в индустрии моды с кем только не сводила Фаика работа: в его ателье перебывали актеры, певцы, it-girls – словом, вся бакинская богема. Он привык слышать восторженные отзывы о своем искусстве, но один случай запомнился особенно. На вечеринке по случаю «Евровидения» в Баку Лейла Алиева была в его платье. Один англичанин спрашивал ее: это Valentino? или Cavalli? И был потрясен, узнав, что платье придумал местный автор. Он потом долго расспрашивал Фаика, где тот учился, у кого работал, как ему пришел в голову тот или другой прием. Потом признался, что сам дизайнер, работал в Versace. Иногда всем нам нужно, чтобы другой профессионал посмотрел на нашу работу свежим взглядом – его доброе слово может окрылить.

Много лет в Фаике зрела мечта: помимо кутюрных, создаваемых на заказ вещей выпускать линии prêt-à-porter. «Чем это интереснее? Одно дело – шить для 20 частных клиентов, совсем другое – когда мои изделия доступны многим. Да, это более демократичные цены, не такой сложный крой, не слишком дорогие ткани, ограниченный размерный ряд, но при этом все равно ручная работа и пошив в моем ателье – наше пространство позволяет». В предыдущие годы Фаик уже делал несколько коллабораций, в частности с художницей Аидой Махмудовой: их платья-трансформеры продавались в нескольких бутиках. Тот опыт запомнился Фаику тем, что платья из коллекции начали копировать другие местные бренды. «Ну да не жалко, – говорит он, – мне только приятно».

Кажется, для бакинского модельера Фаика Керима наступило время исполнять мечты. Если не сейчас, то когда? Помимо создания коллекции готовой одежды, он стремится делать показы в рамках Недель высокой моды в Азербайджане и за его пределами. Его и раньше приглашали, например в Дубай, но всё было некогда – закрутился с клиентами, не успел подготовить коллекцию из 30 моделей. А еще, и это самое сокровенное, Фаик мечтает создать образы для балета. Переосмыслить и сшить костюмы для классической азербайджанской постановки, подсветить своим видением бессмертную красоту.

separator-icon

«Сокровенная мечта Фаика – сшить костюмы для балета, классической азербай-джанской постановки»

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»