Фирменный стиль Карлоса Отта

Возможно, самое долговечное наследие 14-летнего пребывания Франсуа Миттерана на посту президента Франции – его Grandes Projets: программа строительства монументальных общественных зданий, запущенная в честь 200-летия Французской революции. В результате появились здания, ставшие символами Парижа: арка La Défense, пирамида Йо Минг Пея во внутреннем дворике Лувра, потрясающий Институт арабского мира и этнографический музей на набережной Бранли работы Жана Нувеля и, наконец, опера Бастилия. Ее создал тогда еще не известный архитектор Карлос Отт

В конкурсе на проект оперы Бастилия приняли участие около 750 архитекторов. Победителем стал малоизвестный уругваец, работавший в Торонто. На тот момент ему было чуть больше 30 лет, и звали его Карлос Отт. Хотя вокруг проекта было много споров – тогдашний директор парижской Национальной оперы Юг Галь назвал его «плохим ответом на незаданный вопрос», – можно утверждать, что именно опера Бастилия сделала Отта известным и именно с нее стартовала карьера одного из ведущих архитекторов мира.

«Бастилия была настоящим вызовом, – признается Отт, сидя в своем офисе в Монтевидео. – Пытаясь построить оперу XXI века, которая подходила бы для исполнения не только классического, но и современного репертуара, мы столкнулись с многими трудностями. Были проблемы с площадкой для строительства: всего два гектара в историческом центре Парижа, к тому же внизу проходили три линии метро. Нужно было решить задачи, связанные с вибрациями, акустикой и еще много с чем».

Задачи были решены: ни к дизайну, ни к акустике этого огромного (на 2700 мест) оперного театра невозможно придраться, даже если сравнивать его с вычурным, завораживающе красивым зданием оперы Гарнье. Огромное монохромное сооружение из стекла и стали может показаться бездушным. Но чистые геометрические формы и ровные поверхности – как чистый холст, позволяющий оперным и балетным постановкам блистать на вместительной сцене.

Проект по достоинству оценили во всем мире. С момента открытия оперы 13 июля 1989 года, в 200-летнюю годовщину взятия Бастилии, Отт и его теперь уже мультинациональная команда разработали дизайн двух крупных культурных центров в Буэнос-Айресе и пяти – в Китае (к слову, ни один другой западный архитектор не построил столько в КНР, сколько Отт). Культурными центрами работа Карлоса не ограничивается. За последние три десятилетия он создал множество зданий по всей Латинской Америке, Азии и Персидскому заливу – от аэропортов до конференц-центров, от торговых объектов до жилых домов, от больниц до гостиниц (самая последняя – 18-этажный Hotel Boca Juniors на 85 номеров, первый в мире тематический отель с футбольной тематикой, открывшийся в Буэнос-Айресе в прошлом апреле). На момент написания статьи Отт вел проекты в Аргентине, Бразилии, Канаде, Китае, Индии, Панаме, Парагвае, Сингапуре, ОАЭ и Уругвае. Неудивительно, что в посольстве Азербайджана в Буэнос-Айресе сочли, что талант этого архитектора заслуживает признания, и пригласили его в Баку познакомиться с Президентом Ильхамом Алиевым.

«До этой поездки я не знал о Баку ничего, кроме некоторых сведений из Интернета и фотографий в National Geographic, – говорит Отт. – Но мне было очень интересно увидеть этот город. На меня произвела большое впечатление его архитектура. В Баку есть практически все, от старых археологических раскопок до современных зданий. Я ходил смотреть на дома, которым 2000 лет, на маленькие церкви II века нашей эры прямо в центре Баку. Я видел и византийские здания, и дворцы XVII–XVIII веков, которые напоминали мне виденные в Иране – не столько в Тегеране, сколько в Исфахане и Ширазе. А рядом стояли европейские постройки в стиле XIX – первой половины XX века. Какие-то районы Баку напомнили мне Ниццу, Канны, Марсель…»

Отт много хвалил новые бакинские архитектурные проекты: «Очень современные здания – например, культурный центр мисс Хадид, башни Огня, новые отели… Некоторые из них совершенно выдающиеся». И продолжал: «Кроме архитектуры, меня потрясла чистота города. К сожалению, я родом с континента, где не очень-то заботятся о чистоте улиц. В Баку я был приятно удивлен тем, как хорошо поддерживают порядок».

Архитектор наслаждался расслабленной атмосферой азербайджанской столицы. «Поздно вечером в воскресенье я гулял по большому променаду у моря. На бульваре было очень много людей – они пили чай, играли в шашки или в карты на свежем воздухе». Баку показался Отту замечательным городом для пеших прогулок – например, он хвалил пешеходный туннель рядом с отелем «Хилтон», идущий под проспектом Нефтяников к Бульвару. Последний напомнил ему Малекон в Гаване – восьмикилометровый променад, который ведет от порта через весь город. «Хотелось бы только, чтобы на Кубе он был таким же ухоженным!» – добавил архитектор.

«Отт признается, что хотел бы что-нибудь построить в Азербайджане. Благо у него достаточно опыта проектирования зданий для сложных ландшафтов и климатических условий»

Отт признается, что хотел бы что-нибудь построить в Азербайджане. Благо у него достаточно опыта проектирования зданий для сложных ландшафтов и климатических условий. Баку известен своими ветрами – но на побережье родного для Отта Уругвая ветры достигают скорости 180 километров в час. Азербайджанская столица расположена в сейсмоопасной зоне – однако Отт говорит, что делал проекты на тихоокеанском побережье Центральной и Южной Америки – в Чили, Колумбии, Перу, Эквадоре, так что знает, как строить в регионах, где бывают землетрясения. Наконец, для Баку характерны резкие перепады температур: летом очень жарко, а зимой холодно, и это тоже нужно учитывать. Отт – большой авторитет в области климат-контроля: он размещает свои строения таким образом, чтобы использовать охлаждающий потенциал ветра, применяет навесы для создания тени и предусматривает использование кондиционеров, работающих на солнечной энергии.

По мнению Карлоса, основная трудность строительства в Баку – дефицит рабочей силы. «Экономика процветает и, насколько я понимаю, у всех в стране есть работа. Некоторые представители азербайджанской диаспоры хотят вернуться, но, с другой стороны, страна так стремительно меняется, что многие молодые азербайджанцы хотят сначала съездить за границу и набраться опыта там».

По мнению Отта, именно знание местной специфики является ключом к строительству на «развивающихся рынках», как их называют на Западе. Сам он предпочитает не использовать этот термин: «У стран, о которых идет речь, – Бразилии, России, Индии, Китя и их соседей, – очень древние культуры, так что они скорее не развиваются, а возрождаются».

«Когда начинаешь проект, чрезвычайно важно консультироваться с инженерами, художниками и дизайнерами страны, в которой собираешься работать, – продолжает Отт. – Иными словами, важно создать мультидисциплинарную команду с местными профессионалами». Хотя архитектор понимает, что ему изначально заказали этот проект, потому что заказчику нужен свежий взгляд, он отмечает: «Мой дизайн должен быть основан на богатой культуре страны, в которой мы строим. У каждой нации свои особенности: то, как работает индустрия строительства; мировоззрение местных жителей; муниципальные и региональные законы и правила... Все эти вещи трудно по-настоящему понять и предусмотреть иностранцу».

Фирменный стиль Отта – модерн с уклоном в монументализм, эпические сооружения из стекла и стали. «На данный момент я работаю над большим комплексом зданий на Филиппинах: он состоит из пяти башен, отеля, концертного зала, торгового центра и очень большой площади в самом центре Манилы», – говорит он. И это не самый большой проект уругвайского зодчего на сегодняшний день: на его счету комплекс TCS Siruseri Campus и IT Park в Ченнаи (Индия), занимающий 480 тысяч квадратных метров.

И это при том, что изначально Отта вдохновляли изящные, сложно декорированные старинные здания. Еще студентом архитектурного института при Вашингтонском университете в Сент-Луисе он был потрясен, впервые увидев дворец Альгамбра в Гранаде (Испания). «Этот ансамбль произвел на меня неизгладимое впечатление, – говорит он. – Когда приближаешься, он похож на крепость на холме; затем проходишь через низкие ворота в удивительно красивый дворец с мозаиками и внутренними двориками». В молодости его также вдохновляли обильно декорированные барочные церкви Бернини и Борромини в Риме: «Это прекрасные и величественные памятники, несмотря на то что некоторые из них совсем маленькие. Они очень трогали меня своей театральностью». И, разумеется, на Отта повлияли гиганты XX столетия: «Наш институт в Уругвае был тесно связан с Баухаусом, и, конечно, на меня произвели огромное впечатление Алвар Аалто, Фрэнк Ллойд Райт и Ле Корбюзье». При этом архитектор уверяет, что ни за какие деньги не построил бы псевдоисторическое здание: «Я считаю, что нужно создавать архитектуру нашего времени. Но чем больше путешествую, тем больше ценю созданное в прошлом. Например, когда посещаешь Тадж-Махал, понимаешь, что он потрясающий – не только в смысле изысканного дизайна и выбора материалов, но и в плане мастерства исполнения. Ког¬да видишь знаменитую Голубую мечеть в Исфахане, средневековые соборы Европы, великие китайские пагоды, преклоняешься перед ними. Представляете, как строили Нотр-Дам в XII–XIII веках? Не знаю, смогли бы мы сегодня возвести такое качественное здание даже со всем современным оборудованием, новыми материалами и новыми возможностями».

В любом случае, продолжает Отт, главное в архитектуре – оставаться открытым для новых идей. Как еще объяснить тот факт, что он принял заказ построить дом на пляже? Playa Vik, дом с четырьмя спальнями недалеко от Faro José Ignacio, в 12 милях от супермодного уругвайского гостиничного комплекса Punta del Este – самый маленький объект в его послужном списке и один из самых роскошных: общая площадь – 4260 квадратных метров, стоимость – 10 миллионов долларов. (Для сравнения: проект центра для терминала международных пассажиров шанхайского порта, спроектированный Оттом, занимает 280 тысяч квадратных метров). Обычно архитектор не берется за такие небольшие здания. Однако когда к нему обратился Александр Вик, норвежско-уругвайский миллиардер, инвестор и предприниматель, и его жена Кэрри – «очень активная и интересная пара, увлеченная современным искусством», – Отт решил построить для них футуристический дом, ныне известный под именем Скульптура, окруженный шестью гостевыми домиками. С 2011 года во время отсутствия четы Вик домики превращаются в небольшой отель. Это настоящая жемчужина, поистине скульптура: ровные титановые стены блестят под солнечными лучами, скрывая наклонную стеклянную стену шириной 17 метров, которая выходит на океан. Несмотря на блестящие серебристые поверхности, здание парадоксальным образом сливается с окружающей природой. Крыши домиков засеяны морской травой и другими местными растениями (самые впечатляющие – rayitos del sol с ярко-розовыми лепестками и желтыми стеблями); они цветут в разное время года, постоянно обеспечивая яркие пятна. Кроме того, проект экологичен: уменьшенное потребление энергии, сбор дождевой воды и переработка сточных вод, инновационные методы теплоизоляции.

Внутри декор сдержанно-роскошный, с потолками из эбенового дерева, раздвижными окнами во всю стену, деревянными ваннами и бронзовой дверью работы уругвайского художника Пабло Атчугарри. Интерьер выгодно подчеркивает коллекцию произведений искусства четы Вик, в которой находятся, среди прочего, «Секретная жизнь растений» Ансельма Кифера, световая инсталляция Джеймса Таррелла, монументальные фотографии моря Монтсеррат Сото, настенная живопись Мартина Вергеса, фрески Марчелло Леграна.

Перед домом на пляже – бассейн из черного гранита. Его дно выложено оптоволоконной картой звездного неба Южного полушария. Рядом – зона, где можно сидеть вокруг костра; она встроена в тиковый настил, чтобы защищать гостей от холодных морских ветров.

Отт называет дом органическим, потому что он словно вырастает из ландшафта. Когда архитектор описывает нюансы строительства на открытом и холмистом месте, обдуваемом сильными ветрами Южной Атлантики, которые также приносят с собой дождь и соленые брызги, на ум сразу приходят условия каспийского побережья Азербайджана – края, красотой и разнообразием которого Отт искренне восхищается. «Побережье в районе Баку не прямое, как, скажем, в Майами, – говорит он. – В Азербайджане много заливов, есть полуостров. Из Майами вид только на восток: вы видите, как солнце восходит из воды, но никогда не видите, как оно садится. А в Баку открывается вид в самых разных направлениях. Я был этим поражен!»

Возможно, Карлос Отт уже представляет себе потенциал самых современных вилл на берегу гобустанского полуострова. «Я бы очень хотел построить что-нибудь в Азербайджане, – говорит он мечтательно. – Эта страна меня интригует». Мечта, которую какой-нибудь просвещенный арт-коллекционер мог бы претворить в реальность.

separator-icon

«Я считаю, что нужно создавать архитектуру нашего времени. Но чем больше путешествую, тем больше ценю созданное в прошлом»

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»