Комментаторы «Формулы-1» Рагим Алиев и Алексей Попов: каждый раз как первый

В преддверии третьего Гран-при «Формулы-1» в Баку мы побеседовали о предстоящей гонке с главными «голосами» «Формулы» на телевидении России и Азербайджана – комментаторами Рагимом Алиевым и Алексеем Поповым.

Фото: Baku City Circuit

БАКУ: Baku City Circuit уже в третий раз принимает гонки «Формулы-1». С чем прежде всего у вас ассоциируется Гран-при Азербайджана?

Рагим Алиев: Прежде всего с тем, что мы изначально хотели показать: с синтезом современности, прошлого и будущего. Мы хотели показать мировой телевизионной аудитории совокупность истории, культуры, гостеприимства, наследия – всего того, что связано с Азербайджаном. И думаю, что это удалось.

Алексей Попов: До прошлого года было больше ассоциаций с самим городом: гостеприимством людей, архитектурой и так далее. А вот после прошлого Гран-при ассоциации, конечно, в первую очередь с гонкой: она была настолько сумасшедшей... Если выделить что-то одно, то, наверное, столкновение Хэмилтона с Феттелем. Я понимаю, конечно, что это не очень спортивно, тем не менее уверен, что большинству гонка помнится именно этим.

БАКУ: Гран-при Азербайджана этого года состоится 29 апреля – существенно раньше, чем прежние гонки. Как вы оценили эту новость?

Р.А.: Да, в этом году не знаем, что нас ожидает. Мы часто шутим, что на первое мая всегда ждем дождя: это пора дождей и ветров. Но в нынешнем году в мае столетие нашей республики, а в июне – столетие армии, и будут большие парады именно на том месте, где находится пит-билдинг. Раньше после Гран-при не полностью все разбирали, чтобы можно было легко снова построить, но сейчас для парадов необходимо все убрать. И к июню было бы просто невозможно все отстроить заново. Что ж, апрель так апрель; в следующем году, думаю, опять вернемся в лето.

А.П.: Я в Баку не живу, чтобы знать, как бывает, но дважды приезжал в дни Гран-при летом, и все было прекрасно. Был один раз зимой. Было холодно и, конечно, еще холоднее из-за ветра, поэтому я понимаю местных друзей, которые переживают по поводу переноса. Но все-таки апрель не зима, и я надеюсь на хорошую погоду. Конечно, если зарядят дожди, будет не очень весело. Но в дождь часто получаются хорошие гонки. С другой стороны, иногда бывают и бесконечные «красные флаги» (остановка гонки. – БАКУ). Этого хотелось бы избежать.

БАКУ: Чем общая атмосфера гонки в Баку отличается и что ее роднит с состязаниями на других городских трассах – в Монако и Сингапуре? В чем вообще сильные стороны городских Гран-при?

Р.А.: Монако – старая трасса, а Сингапур – современная, поэтому наши организаторы приняли за точку отсчета именно последнюю. Общая атмосфера Баку и роднит, и отличает нашу гонку от других. Роднит тем, что у нас тоже почти все повороты девяностоградусные. Исторические объекты есть и у нас, и в Монако, а современные объекты – и у нас, и в Сингапуре. Самое большое отличие в том, что в нашей приморской зоне на проспекте Нефтяников есть прямая длиннее двух километров. Чтобы так долго «газ в пол», нет не только на других городских трассах, но и вообще нигде в календаре «Формулы-1». Есть и медленная часть, а на ней – самая узкая часть трассы в календаре.

А.П.: Вы знаете, я бы не ставил знака равенства между Монако и Сингапуром. Это очень разные гонки. А вот атмосфера Сингапура и Баку очень похожа. Конечно, это два совершенно разных места на карте, два климата, плюс одна из гонок ночная... Но общего очень много. Потому что большие города. Не весь город занят и перекрывается гонкой. Вокруг метро, вокруг люди. Гонка в городе – это здорово, но и вокруг нее тоже есть жизнь. И есть два параллельных существования, два пласта. Ты вышел с трассы, прошел несколько улиц, и уже в нормальном городе, который продолжает жить, – это общее у Баку и Сингапура. А Монако город другой: совсем маленький, курортный. И для него это такое событие, которым всё живет.

«Сюжет никогда не предугадаешь. Возьмите хотя бы сумасшедшую гонку прошлого года: ни один сценарист не смог бы такого придумать» 

Рагим Алиев
Рагим Алиев. Фото: Эльмар Мустафазаде

БАКУ: Baku City Circuit – самая быстрая и, возможно, самая разнообразная по характеру различных участков городская трасса Гран-при. Какие особенности гонки предопределены этим фактом?

Р.А.: В Монако и Сингапуре машины настраиваются на полную прижимную силу, поскольку это чисто городские трассы. А в Баку инженеры ищут компромисс. Последняя прямая и район между вторым и третьим поворотами требуют другого: на первой гонке у нас был почти рекорд максимальной скорости, поэтому на полную прижимную силу не настраивают. А сюжет никогда не предугадаешь. Возьмите хотя бы сумасшедшую гонку прошлого года: ни один сценарист не смог бы такого придумать.

А.П.: Особенности хода гонки в городе – это более частое появление машины безопасности, чем на обычном автодроме, потому что здесь малейший вылет – и надо эвакуировать машину. Плюс узкое место, восьмой поворот около Старого города, понятно, очень влияет. Плюс настройки машины: все-таки самая длинная прямая чемпионата, и инженерам хотелось бы настраивать машины, как в Монце, с минимальным уровнем прижимной силы, но из-за узких поворотов второго сектора вокруг Старого города этого не сделаешь.

БАКУ: Машины сезона-2018 очень непривычны на вид. Как вы относитесь к введению системы защиты головы пилота? К утрате «акульего плавника»?

Р.А.: Такие вещи, как «акулий плавник», приходят и уходят. А вот система Хало однозначно не нравится! Считаю ее уродством. Скажу больше: в 2009 году, когда Масса получил травму, ему такая система не помогла бы. В случае Жюля Бьянки эта система тоже едва ли помогла бы. Помните, в 2016 году в Австралии Алонсо попал в аварию? Я думаю, если бы там была система Хало, это однозначно осложнило бы Фернандо выход из машины.

А.П.: Сразу скажу: по поводу «акульего плавника» плакать не буду, я бы даже убрал то, что сейчас оставили. А вот по поводу «нимба», конечно, много копий было сломано, но сейчас это пойдет на спад, поскольку люди начнут смотреть гонки и будут больше сконцентрированы на них. Несколько раз еще будет непривычно, в середине сезона примелькается, а к концу все уже забудут, какие машины были до этого. Если это нужно для безопасности, если это кого-то действительно спасет, дай Бог, чтобы система сработала. Визуально мне не нравится, но мы привыкнем.

Фото: Baku City Circuit

БАКУ: С какими командами и пилотами связана главная интрига нынешнего сезона? Возможны ли сюрпризы?

Р.А.: Главные действующие лица те же: Mercedes, Ferrari и Red Bull, но сюрпризов жду от Renault. У них мотор вроде бы хороший в этом году, шасси приличное, и не будем забывать о приходе к ним Марцина Будковски (бывшего технического делегата FIA. – БАКУ), которому никто не может запретить применить в Renault технические новинки, которые он по долгу службы видел в машинах других команд. Тем более у них два классных гонщика: Сайнс и Хюлькенберг.

А.П.: Большую тройку никто не отменял. Сюрпризы может преподнести Renault. Естественно, и McLaren с мотором Renault: если не будут много ломаться, ехать должны быстро. По итогам тестов удивил Haas, но что это – одиночные выстрелы или действительно очень удачная машина с сильно прибавившим мотором, – посмотрим. Конечно, нам бы из-за Сироткина хотелось видеть и Williams, но пока он что-то не раскрылся.

БАКУ: В прошлом году в Баку Себастьян Феттель намеренно ударил машину Льюиса Хэмилтона, дав волю эмоциональному порыву. Что вы думаете о проявлении обычных человеческих слабостей и эмоций у пилотов?

Р.А.: Не только я, но и, наверное, вся аудитория «Формулы-1» изголодалась по эмоциям. Феттель показал, что он все-таки человек, а не какой-то робот, кукла, которую просто сажают в машину! Он продемонстрировал, что у него есть человеческие слабости. Да, с чисто спортивной точки зрения это нехорошо, но все же я за старые времена. Я помню и как Шумахер ворвался к Култхарду, и как Сенна с Ирвайном не поделили бокс... Нельзя же сказать, что Сенна или Шумахер не были профессионалами. Современные гонщики даже на пресс-конференциях дают стандартные ответы на стандартные вопросы, поэтому, когда происходят такие коллизии, всем очень интересно.

А.П.: Вот как раз эпизод Феттеля и Хэмилтона и вообще человеческие эмоции, я считаю, то, что красит спорт. Это не значит, что люди смотрят «Формулу-1» из-за драк, скандалов и аварий. Люди хотят видеть людей! И болеть за людей. Даже если Феттель в том эпизоде был неправ, его все равно можно понять. А если бы эмоций не было... Гонщики и так спрятаны под шлемом, в отличие от атлетов или футболистов. И так очень мало видно человека: до старта, после схода или финиша да на подиуме. Поэтому, когда мы видим человеческие эмоции, это хорошо.

Алексей Попов. Фото: Сочи Автодром

БАКУ: Какие места на трассе вы посоветуете выбрать для просмотра Гран-при с трибун?

Р.А.: Наша трасса городская. Трибуны не во всех поворотах, а только там, где это возможно. Конечно, я выделю трибуну «Абшерон» – главную: видны боксы, обгоны. Еще советую пройти немного вперед по проспекту, там есть две хорошие трибуны – «Мугам» и «Сахил», с которых можно видеть машины дважды на каждом круге, ведь проспект разделен на две части, и они едут сначала в одну сторону, а потом в обратную.

А.П.: Я бы выбрал все места! (Смеется.) Если бы была возможность, ходил бы вокруг трассы и смотрел с разных трибун. Главная трибуна интересна: старт, финиш, плюс там гигантская скорость – 350 км/ч. И она действительно видна! Трибуны вдоль Старого города очень интересны, но не так долго виден проезд машины. Зато видна работа подвески, искры, плюс очень красивый Баку. Мне кажется, нужно поискать фотографии с разных трибун с прошлых гонок, посмотреть, откуда какой вид открывается, и выбрать.

БАКУ: Какие события или места, помимо самого Гран-при, нельзя пропустить во время гоночного уик-энда «Формулы-1» в Баку?

Р.А.: В этом году мы отмечаем столетие нашей республики. Я бы посоветовал российским туристам посетить те места, которые связаны с этой историей, тем более что они находятся в той же части города, что и трасса. А так как Баку – город огней, нужно непременно посетить еще два места: Атешгях и Янардаг. Достопримечательностей у нас очень много, и можно видеть их даже вдоль трассы: рядом с ней очень много старых домов, всего, что касается истории страны, истории людей. Например, рядом с Девичьей башней находится здание, где Шарль де Голль останавливался в 1944 году. Это и французских туристов, например, может заинтересовать.

А.П.: Хорошая концертная программа была у организаторов всегда, и сейчас, я уже слышал, они постарались. Но в первую очередь, если вы попали на гонку, нельзя не погулять по городу. Потому что город действительно очень красивый и очень интересный. Мне он напоминает сразу несколько абсолютно разных, но связанных и перемешанных культур.

Особенности гонок в городе – девяностоградусные повороты. Фото: Baku City Circuit

БАКУ: Какие три слова лучше всего передают суть «Формулы-1»?

Р.А.: Тремя словами очень сложно передать, но все же: скорость, технология, зрелище. А для меня лично «Формула-1» – это жизнь.

А.П.: Страсть, борьба и технология. Именно в этом порядке.

27–29 апреля в Баку состоялся ставший уже привычным и любимым большой праздник автоспорта – этап чемпионата мира в классе «Формула-1» Гран-при Азербайджана. Бакинцы, гости города и глобальная телевизионная аудитория снова стали свидетелями сражения лучших пилотов мира на самых быстрых автомобилях прямо на улицах Баку. Хедлайнером концертной программы Гран-при – 2018 выступила всемирно известная группа Jamiroquai, фронтмен которой знаменит не только музыкой, но и своим пристрастием к быстрым автомобилям и умением с ними обращаться. На момент сдачи номера в печать гонка еще не прошла. Подробный репортаж о ней читайте в следующем номере.

Трасса у стен Старого города. Фото: Baku City Circuit
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»