Почтовые марки многим представляются чем-то почти доисторическим. Однако после того как в феврале 2018 года у компании «Азермарка» появился новый молодой директор Лейла Гюльалиева, оказалось, что мир этот живет совершенно захватывающей жизнью, которая увлекает многих, стоит лишь с ним соприкоснуться.
БАКУ: Расскажите, что сейчас вообще происходит с филателией? Кажется, что это совершенно забытый, затонувший мир. Или нет?
ЛЕЙЛА ГЮЛЬАЛИЕВА: Конечно, такого повального коллекционирования марок, как было в моем детстве, больше нет. Правда, мы тогда делали это неосознанно, чаще всего собирали просто красивые марки. Сейчас выросло поколение, которое вообще не понимает, что такое филателия. Более того, придя работать в «Азермарку», я столкнулась с тем, что есть люди, которые даже не знают, что такое марка. Но с этим можно справиться, мы как раз работаем над этим. Вовлекаем детей, объявляем конкурсы, печатаем марки с их работами, чтобы дети знали, что это такое. Что марка – форма оплаты, но не просто бумажка, которой расплачиваешься за пересылку, а еще и произведение искусства. Могу сказать, что уже вижу плоды наших трудов. Осведомленность растет, в Азербайджане среди филателистов появились дети, а также очень много женщин, раньше их практически не было. Это очень радует, потому что женский взгляд на коллекционирование очень отличается от мужского.
БАКУ: А чем?
Л.Г.: Все-таки женщины прежде всего ценят красивые изображения. Цветочки, бабочки, птички… У мужчин нередко более системный подход. Есть филателисты, которые собирают только необычно сделанные марки: сейчас ведь бывают и с кружевами, и напечатанные на дереве. Дети сегодня тоже очень осознанно подходят к коллекционированию. В «Азермарку» приходят письма из разных стран, и 9–11-летние ребята пишут очень конкретно: собираю все про космос, хотел бы, чтобы Азербайджан тоже присутствовал в моей коллекции. В нашем детстве таких было раз-два и обчелся.
Понимаете, собирать все подряд, как раньше, – не подход. Филателия все-таки особенный мир, он требует постоянного пополнения знаний. Благодаря маркам можно очень многое узнать о культуре и истории самых разных стран. Филателисты – совершенно особенные люди, они отличаются от многих коллекционеров невероятной эрудицией. И пусть марки сегодня вызывают не такой интерес, как, допустим, 35 лет назад, но поверьте мне, человеку в этом мире новому, – интерес есть. На выставках перед нашим павильоном всегда огромные очереди. Например, филателисты, которые перестали собирать конверты первого дня, снова подсели на них: говорят, они у нас такие красивые, что невозможно удержаться.
БАКУ: Тут сразу требуется пояснение: что такое конверт первого дня?
Л.Г.: Специальный конверт, который появляется в день выхода новой марки. На нем есть изображение, связанное с этим событием, на него клеится марка и гасится специальным штемпелем, тоже выпущенным к конкретному дню. Их всегда ограниченное количество. Марки могут выходить и миллионными тиражами, но конвертов мы выпускаем всего по 200 штук (многие страны – по 10 тысяч или 100 тысяч). И конечно, коллекционеры за ними гоняются: если тираж кончился, допечаток не будет, штемпель тоже повторно не используется.
БАКУ: Вы упомянули марки с кружевами и на дереве. Я, честно говоря, о таких даже не знал. В мир филателии тоже пришли новые технологии?
Л.Г.: Не такие уж, кстати, и новые. Но типографии сейчас, действительно, не знают слова «нет» и способны творить чудеса. Если на марке изображены пионы, она может пахнуть этим цветком, а внутри могут быть его семена. На дереве, на камне, на кружеве, на ткани – чего только не бывает. Есть даже марки с рубинами, изумрудами, с золотым покрытием. Это, конечно, очень дорогое удовольствие.
«Азермарка» тоже делает такие марки. К столетию республики мы выпустили особую, у которой была перфорация в форме карты Азербайджана 1918 года и покрытие из чистого серебра в форме карты современного Азербайджана. А в прошлом году отмечали столетие наших пограничных войск и выпустили марку с биноклем, причем в него можно посмотреть и увидеть свое перевернутое изображение.
БАКУ: Вы сказали, что в мире марок вы человек новый. Как вы вообще попали в мир филателии?
Л.Г.: По образованию я художник. Сначала был художественный техникум, потом училась в институте культуры и искусства: графика, плакат – всё это очень близко к марке. А потом окончила художественную академию, факультет искусствоведения. Культура и искусство – моя тема. Еще я занимаюсь фотографией и выросла в такой среде, что мои друзья – лучшие в стране художники, фотографы. Всё это мне пригодилось. Мы работаем с лучшими фотографами, и я не стесняюсь этого эпитета. Я перфекционист, у меня должно быть всё лучшее: лучшие художники, лучшие фотографы, лучшие дизайнеры.
В общем, я даже не думала, что окажусь настолько в своей тарелке. Пока мне очень нравится. Мне в этом новом мире говорят: марка, почта – такая вещь, если ты ее полюбил, это навсегда! Либо просто не твое. Если человек не горит маркой, он долго не задерживается, я таких случаев много видела. Это все-таки очень специфическая сфера, здесь без любви нельзя. Конечно, поначалу пришлось действовать довольно радикально…
БАКУ: Что это значит? Кажется, пространство для радикальных жестов тут довольно крохотное, причем в буквальном смысле.
Л.Г.: Первым делом поменяла логотип, он у нас был очень старый. Затем полностью изменила стиль азербайджанской марки. Например, мы стали активно использовать фотографию и вообще современные технологии. Филателисты – люди консервативные, поначалу не всем нравилось. Но им очень важно, чтобы наша марка ценилась в мире, ведь это напрямую влияет на ценность их коллекций. А интерес и вправду вырос. У нас появилось много новых заказчиков, новых дилеров. Увидев это, коллекционеры приняли то, что мы делаем.
БАКУ: Что для вас стало самым удивительным в мире филателии?
Л.Г.: Скажем, я не могла поверить, что посетители на выставках могут буквально часами рассматривать марки. Я не понимаю, как можно столько времени на это тратить! Но уже привыкла. Немцы, например, выбирают очень долго: они будут очень скрупулезно, сидя с лупой и пинцетом, аккуратненько каждую марочку просматривать. Ча-са-ми! Я не преувеличиваю.
Еще мне казалось, что коллекционеры везде более или менее одинаковые. Ну собирает человек, не знаю, «флору и фауну», уж, наверное, его выбор никак не связан с тем, из какой он страны, да? А оказалось, что везде настолько специфический рынок!.. То, что собирает француз, не собирает немец, что нравится итальянцу, не нравится англичанину. А то, что нравится китайцу, не нравится вообще никому!
«Марка – это то, за что мы несем ответственность даже через 100 лет»
БАКУ: Можете привести примеры?
Л.Г.: Итальянцы любят искусство. Если выпустил что-то с Леонардо да Винчи – оторвут с руками. При этом их интерес локален, они собирают только то, что связано с их культурой. У немцев нет таких строгих рамок.
А в Китае помешаны на атрибутике. Если на марке герб или флаг – всё, продано. На китайской выставке мы продали всё, что у нас было с государственной атрибутикой, в первый же день. Еще китайцы любят марки необычной формы. Они приходят с блокнотиками, посвященными конкретной выставке, где на обложке указаны ее год, город, название, и в этот блокнотик клеят марки – не вставляют, а именно клеят. И они помешаны на штемпелях: чем больше штемпелей положишь на стол, тем лучше. Немец никогда не использует все штемпели – только тот, который ему нужен. Китайцу все равно. Дашь ему 20 – использует все 20, даже если они не подходят по теме.
И они ужасно любят повторять друг за другом. Вот стоит к вам очередь, первый китаец поставил себе на страничку три печати, приклеил два флага и один герб – все в очереди будут хотеть то же самое! Даже если следующему предложишь добавить, не знаю, птичку, чтобы отличалось, – ни за что не согласятся.
БАКУ: Azermarka – государственное предприятие. А существуют ли в мире частные компании, которые выпускают марки?
Л.Г.: Нет, ведь марка – это форма оплаты почтовых услуг. Она никак не может быть связана с частным бизнесом, это все равно что печатать деньги. Но мы выпускаем марки для частных заказчиков. Если у вашей компании юбилей, можем сделать подарочную марку и придумать специальный штемпель. Вы можете даже на день рождения друга заказать лист с посвященными ему марками. Конечно, их нельзя будет использовать на почте, у них нет номинала, но это красивый подарок.
БАКУ: Какой образ у азербайджанской марки в филателистическом мире? Вы чем-то выделяетесь?
Л.Г.: Все страны очень отличаются друг от друга. Опытные филателисты с первого взгляда различат Италию, Белоруссию, Азербайджан, Казахстан или Марокко. Описать словами нашу, азербайджанскую, я не могу, но если вы увидите хотя бы несколько, очень быстро начнете их отличать от других. Я бы сказала, что наши марки очень современные. Сейчас ведь главное – идея художника. Даже очень красиво нарисованная картинка без идеи мертва. Можно работать по старинке – выпускать птичек, бабочек, цветочки. Это, конечно, продается, но никак не идентифицирует вас как страну. А когда мы выпускаем, например, города Азербайджана или витражные окна шебеке – вот это интересно.
Наша задача – познакомить мир с Азербайджаном. Здания, художники, композиторы, юбилеи… Выпуская марку, ты заявляешь о событии всему миру. И это не рекламный ролик, который прошел и забылся, это то, за что мы несем ответственность даже через 100 лет. Потому что марка не исчезает, она остается на века. Каждый выпуск – как дитя, которое мы отпускаем в свободное плавание. И наши марки особенные, потому что в каждую вложено очень много сил и души. У нас потрясающие художники. Нарисовать картину или сделать постер, может быть, даже проще. Марка – крохотный клочок бумаги, и нужен очень большой талант, чтобы твоя идея на нем сработала.
БАКУ: Я как раз хотел спросить, как вы объясняете художникам правила и ограничения работы с марками. Ведь не любую картину и не любую фотографию можно превратить в марку.
Л.Г.: Знаете, первым моим проектом в «Азермарке» была книга «Азербайджан», которую мы издали в 2017 году. У нас не было времени специально заказывать для нее фотографии, как мы делаем сейчас. Мне дали огромный фотоархив, из которого я выбирала то, что может подойти. Вы не можете представить себе, какой это труд! Фотография может быть потрясающей, но не смотреться на марке. Даже больше скажу: фото, сделанное для журнала, почти никогда для марки не подходит. Еще сложнее придумать блок марок, который должен смотреться и вместе, и по отдельности. Допустим, озеро: когда вынимаешь из блока марку, этот кусочек озера должен работать отдельно и не выглядеть простой лужей.
Никаких принципиальных ограничений художникам и фотографам мы не ставим. Когда мастер делает картинку для марки, он сам понимает, что нужно. Мы часто мыслим проектами – например, каждый год выпускаем фотокнигу с марками, посвященную какому-нибудь региону Азербайджана. В позапрошлом году делали книгу про Баку с Сананом Алескеровым, одним из лучших наших фотографов. В прошлом году сделали «Нахчыван» с Эмилем Халиловым. Я обожаю его видение, его одержимость своей работой. Эмиль может лежать в палатке по несколько дней и ждать картинку, которая ему нужна. Он наснимал для нас столько, что можно было выпустить десять книг. Отбирали потом фотографии, как будто отрезая палец, а потом руку, настолько было тяжело и больно. Ведь нельзя делать книгу весом 20 килограммов, чтобы ее никто не смог поднять. Хотя я заметила, что книга с марками – идеальный подарок: их не оставляют, не бросают – все при переезде берут с собой, даже если это увесистый том. Кроме того, марки с каждым годом растут в цене. У наших тиражи ограниченные, всего 5000 экземпляров, они быстро продаются. И то, что они остаются в книге, очень ценно. Это не только хороший подарок, но и хорошее вложение.
БАКУ: Представим, что я послушал вас, страшно увлекся и решил собрать свою коллекцию. Что бы вы мне посоветовали?
Л.Г.: Главное – выбрать тему, которая вас реально интересует. Потому что придется глубоко копать. Не зацикливайтесь на одной стране – сейчас для коллекционера море возможностей. Через интернет можно заказать любую марку любой страны; можно буквально написать разным странам письма: мол, моя тема такая-то, прошу информировать меня, когда будет выпущена посвященная ей марка. Есть филателисты, собирающие всё, что выпускает их страна, но это очень ограничивает. У «тематического» коллекционера нет обязательств – собираешь то, что вдохновляет.
БАКУ: Какая самая необычная, редкая или узкая тема, с которой вы сталкивались в коллекционировании?
Л.Г.: Пожалуй, коллекционирование оригинальных, необычных марок – вышитых, с камнями, с жемчугом. Это редкость, я знаю всего одного человека, который собирает такие. Собирание по странам тоже бывает нечасто. Но очень популярна тема Europa CEPT: каждый год все европейские страны выпускают одну общую тему, эти марки пользуются огромным спросом, их покупают, даже не зная, что на них будет изображено. Например, в этом году была тема «Древние почтовые маршруты».
БАКУ: А есть в мире филателии какие-нибудь маленькие страны, знаменитые удивительными марками?
Л.Г.: Тут надо честно напомнить, что сама-то я не филателист, это увлечение осталось в детстве. Знаю, что многие выделяют мальтийские марки. Считается, что очень красивые у Монако. Впрочем, понятие «красиво» очень субъективно. Как я уже сказала, многие филателисты страшно консервативны, любят, чтобы ничего не менялось. А я, наоборот, люблю перемены. Но вот недавно мне позвонил один очень консервативный филателист из-за границы и сказал: «Хоть вы и делаете такие современные марки, я хочу сказать, что они мне нравятся!» Ну, думаю, если уж такой человек нас признал… После его комплимента ничего не страшно.
В любом случае, мне кажется, другого пути нет. Не понимаю художников, которые рисуют в духе импрессионистов и вообще цепляются за прошлое. Да, это было прекрасное время, но оно закончилось! Мы должны делать то, что до нас не делал никто. Нужно двигаться вперед.
БАКУ: Вам важно, чтобы азербайджанские марки выглядели модно?
Л.Г.: Не то что модно, я хочу, чтобы наша марка была актуальной. Это сложнее, чем быть модной. У марок должна сохраняться своя аудитория, и в то же время они должны идти в ногу со временем. Если коллекционеры какой-то страны потеряют интерес к азербайджанской марке, мы потеряем рынок, и это не только вопрос денег. Марки – реклама страны. Получается, те, кто перестает интересоваться нашими марками, перестают интересоваться Азербайджаном. Мы не имеем на это права – мы должны все время поддерживать интерес, показывать новое.
Пока получается. Люди говорят: «У вас есть такие места? Ничего себе!» Возьмите хоть наскальные рисунки в Нахчыване – они потрясающие, и при этом неизвестны, в отличие от гобустанских. Даже не все азербайджанцы знают о них! Получается, мы не то что иностранцев, собственных граждан знакомим со своей страной. Для книги «Нахчыван» Эмиль сфотографировал места, которые до него никто и никогда не фотографировал и не публиковал. Никто и никогда! У нас эти фото кто только потом не выпрашивал. Но мы их никому не отдаем, все права у «Азермарки» и у автора.
В общем, не уверена, что мы модные. Хочется быть и модными, конечно. Но актуальность важнее. Когда нам со всего мира пишут: «Что вы выпустите в этом году?» – значит, у нас получается. Оказывается, мы с нашей работой можем у всего мира пробудить интерес к Азербайджану. А казалось бы – простой клочок бумаги…