Мстислав Ростропович: воспоминания о папе

Мир так привык к славе, обаянию и музыкальному таланту Мстислава Ростроповича, что великие заслуги его отца, Леопольда Ростроповича, как бы остались за кулисами музыкальной истории. Сам Мстислав Леопольдович всегда говорил, что не смог превзойти отца ни в таланте, ни в трудолюбии. 

Отец мой обладал гигантским талантом. Он написал четыре виолончельных концерта, фортепианный концерт, массу пьес. Как он исполнял на рояле всего Шопена наизусть, а затем брал виолончель и играл так, что я до сих пор не могу достичь его уровня! Не могу и никогда не достигну! Бог не дал мне этого», – эти слова маэстро Мстислава Ростроповича о его отце Леопольде Витольдовиче Ростроповиче, возможно, прозвучат неожиданно для непосвященных. Однако директор дома-музея Ростроповичей в Баку Шейла Гейдарова считает, что Ростропович-младший ничуть не преувеличивал заслуг своего отца.

Музей отца и сына Ростроповичей находится в Баку на бывшей Колодезной улице. В конце 1997 года указом Президента Азербайджана Гейдара Алиева она была переименована в улицу Ростроповичей. Музей находится в квартире, где семья жила с 1925 по 1931 год. С 1997 года музей, основанный указом Гейдара Али¬ева, занимается изучением богатого творческого наследия как всемирно известного «маэстро Славы», так и Леопольда Ростроповича, который был первым и главным учителем выдающегося музыканта, а также стоял у истоков создания Азербайджанской государственной консерватории и зарождения виолончельной школы в Азербайджане.

Леопольд Витольдович Ростропович принадлежал к старинному польскому дворянскому роду, девизом которого были слова: «Вера, честь и долг». Он никогда не рассказывал о своем дворянском происхождении детям, они узнали об этом в конце XX века. К 70-летию Мстислава Леопольдовича в Варшаве ему сделали редкий подарок: разыскали фамильный дворянский герб Ростроповичей и подписанный императором Александром II документ: «Считать семью Ростроповичей со всеми его сыновьями причисленной к высшей гильдии дворянства».

Фото: Дом-Музей Леопольда и Мстислава Ростроповичей

Впервые Леопольд Ростропович приехал в Азербайджан в 1914 году. Тогда ему было 22 года. Это был блестящий молодой музыкант, выпускник Петербургской консерватории, ученик знаменитого виолончелиста Александра Вержбиловича, учившегося у Карла Давыдова, основателя русской виолончельной школы.

Обладатель золотой медали за выдающиеся успехи, он успел посмотреть мир и объехать с гастролями Европу, побывал в Польше, Чехии, Германии, Франции и Англии. В Берлине в виде поощрения получил от музея Мендельсона виолончель работы Гварнери. В необычном чехле от этого инструмента в 1927 году будет сделана известная фотография маленького Славы. (Позже, во время Великой Отечественной войны, когда семья эвакуируется в Чкалов (название города Оренбурга с 1938 по 1957 год), Леопольд Ростропович завещает сыну никогда и ни при каких обстоятельствах не продавать драгоценную виолончель.) Во время первых европейских гастролей в Париже молодой музыкант стажируется у знаменитого испанского виолончелиста Пабло Казальса.

В 1912 году Леопольд Ростропович возвращается в Петербург, где поступает в оркестр Мариинского театра. А в 1914-м заключает договор на работу в летнем составе симфонического оркестра общественного собрания города Баку. Здесь он активно участвует в благотворительных концертах. В его репертуаре – произведения русских композиторов Чайковского, Глазунова, Аренского, Рахманинова, а также европейских классиков, от Баха и Генделя до Шопена и Сен-Санса. Как писала газета «Каспий», «талантливый виолончелист Ростропович, хорошо знакомый бакинцам, блестяще исполнил концерт Сен-Санса, и публика устроила виртуозу шумную овацию». Параллельно с концертами «артист императорских театров петербургской и парижской консерваторий», как рекомендовал себя Ростропович-старший, давал частные уроки музыки в Музыкальной школе Ю. А. Шефферлинга и на курсах Д. А. Черномордикова. Объявления печатались в газетах «Каспий» или «Баку» и предлагали обращаться «лично от 12.00 до 14.00 ежедневно по ул. Заведенской, д. 3, кв. 10».

Леопольд Ростропович, около 1904 г.

Закончив первые длительные гастроли в Баку, молодой музыкант возвращается в Россию и в 1918 году занимает должность профессора Саратовской консерватории. Летом 1919-го Леопольд переезжает в Воронеж, куда в начале октября 1919-го входят войска белых. Когда город заняла белая армия, Ростроповича вызвали в штаб и приказали взять на себя организацию оркестра и концертов. Из-за этого в 1920 году он будет обвинен в пособничестве белым и приговорен к двум годам концлагеря, несмотря на то что с приходом Красной армии он работал на агитационно-инструкторском пароходе «Красная звезда», а затем по поручению Наркомпроса обследовал состояние музыкального образования в Воронежской и Курской губерниях. Его прошения об амнистии со ссылкой на польское происхождение (по мирному договору 1921 года все поляки, осужденные за политические преступления, подлежали амнистии), на болезнь и одинокое положение матери долго оставались без ответа, однако в июне 1921 года он был освобожден. Ростропович оседает в Саратове, где в течение четырех лет работает в консерватории. Во время гастролей в Оренбурге он знакомится с пианисткой Софьей Федотовой, которая вскоре становится его женой. В 1925 году у них рождается дочь Вероника. 

Леопольд Витольдович и Софья Николаевна с дочерью Вероникой и сыном Славой. Баку, 1929 г.

По приглашению композитора, классика азербайджанской музыки и основателя Азербайджанской государственной консерватории (ныне Бакинской музыкальной академии) Узеира Гаджибекова в 1925 году Ростроповичи переезжают из голодного Оренбурга в Баку.

Гаджибеков, первым соединивший восточную музыку и европейскую музыкальную традицию, основал консерваторию в 1921 году. Ему принадлежала идея пригласить в Азербайджан музыкантов из Московской, Ленинградской, Саратовской консерваторий, чтобы вести европейские дисциплины.

В Баку Леопольд Витольдович преподает по классу виолончели, а его жена Софья Николаевна занимается со студентами по классу фортепиано. Среди учеников Леопольда Ростроповича – Асаф Зейналлы, который в будущем станет основоположником азербайджанского романса, Алекпер Дашдемиров, Герман Крупкин, Абдуррахман Керимов, Фирудит Алекперов. Леопольд Ростропович также создает первый в Азербайджане струнный квартет в составе Эйдлина, Цимберова, Адамского и самого маэстро.

27 марта 1927 года в семье рождается маленький Мстислав. Говорят, что педиатр Б. П. Бурханский, который наблюдал его мать, как мог отговаривал ее от второго ребенка. Беременность длилась дольше обычного – десять месяцев, что впоследствии стало поводом для семейных шуток. Мстислав говорил своей матери: «Мама, у тебя же был один лишний месяц, чтобы поработать над моей физиономией». На что та отвечала: «Дорогой мой сын! Этот месяц я посвятила твоим гениальным рукам».

В небольшой квартире на улице Колодезной, где маленькому Славе служит колыбелью футляр от виолончели Гварнери, Ростропович-младший с четырех лет занимается с матерью фортепиано, пишет свое первое самостоятельное произведение «Полька», а с семи лет отец дает ему уроки виолончели. Обстановка их жизни скромная, о чем говорят фотографии того времени, но лица выглядят спокойными и одухотворенными. Атмосфера Баку того времени располагала к творческой деятельности, здесь ценили людей искусства.

Мстислав Ростропович впоследствии будет говорить, что именно тот факт, что он родился в Азербайджане, где из-под земли вырываются снопы огня, где щедро светит солнце и люди открыты друг другу, повлиял на его характер – яркий, жизнерадостный, общительный.

Осенью 1931 года семья Ростроповичей переезжает в Москву, чтобы дать детям столичное музыкальное образование. В Москве Леопольд Ростропович часто выступает с концертами и преподает в школе при Музыкальном техникуме имени Гнесиных, ему присваивают звание народного артиста РСФСР. В начале войны семья эвакуируется в Чкалов, где Ростроповичи преподают в музыкальном училище. Леопольд Витольдович также дает концерты в госпиталях, выступая перед ранеными солдатами. Больное сердце делает его с каждым днем слабее и слабее; нередко виолончель для него на концерты носит Мстислав в своей вечной телогрейке (теперь она является одним из экспонатов музея в Баку). 31 июля 1942 года Леопольд Ростропович внезапно скончался в Чкалове от сердечного приступа. Под его подушкой Мстислав нашел письмо с обращением к сыну, где он и подбадривал его, и критиковал, и наставлял. Это письмо будущему маэстро, для которого композиторы-современники создадут более 150 произведений, Мстислав Ростропович будет хранить всю жизнь и передаст своему музею в Баку. 

«Леопольд Ростропович завещал сыну никогда и ни при каких обстоятельствах не продавать драгоценную виолончель»

Леопольд Ростропович с сыном Славой. Баку, 1927 г.

«Мы дали тебе имя Славы, и наше общее, дружище, пожелание видеть Славу в полной Славе своего таланта. Желаем, чтобы как виолончелист ты достиг бы пределов Пабло Казальса; как пианист, композитор был бы не меньшей величиной, чем С. В. Рахманинов, и главное, как человек был бы всегда джентльменом, обаятельным человеком общества, человеком большой культуры и образования, всегда желанным гостем и академиком».

Стало ли оно для него программой жизни? На этот вопрос Ростропович ответил, что, пожалуй, никогда об этом не задумывался, но, наверное, так оно и было…

«Я верующий человек и думаю, что все счастье, которое мне дано в жизни, – от отца. Он недополучил всего, – говорил Мстислав Леопольдович Ростропович. – Отец – мой первый учитель и друг. На всю жизнь запомнил я его занятия, хотя, начав учиться на виолончели с семи лет, я ленился играть и больше любил слушать игру отца. Он был замечательный, многосторонний музыкант. Я помню, как, заметив мое увлечение композицией, отец сказал, что я плохо знаю фортепианную литературу. Купив в тот же день ноты концертов Римского-Корсакова, Чайковского, Сен-Санса, Рахманинова, он сыграл их все с потрясающим блеском и силой».

И еще: «Отец любил Азербайджан, мама тоже очень любила эту страну. Любовь к Азербайджану передалась мне генетически».

separator-icon
Супруги Ростропович со своими учениками на детском утреннике. Оренбург (?), начало 1920-х гг.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»