Детали национального азербайджанского костюма: красота повседневности

Бархатные пиджаки, расшитые передники, разноцветные подвески, бусы, звенящие серебряные монеты. Рассматривать коллекцию старинной одежды – особое удовольствие. И не только потому, что вещи хранят историю. Просто они еще и очень красивые.

Передник

На фото: Элемент нагрудной части женского передника «мейзер». NATAVAN GALLERY

В середине XIX – начале XX века костюмный ансамбль азербайджанских женщин почти повсеместно дополнял пестрый или однотонный передник «мейзер», который надевался поверх пышной юбки. Передник был двух типов: крепящийся у пояса или на плечах и талии. Передники шили из сатина, ситца, сукна, парчи, а нарядные праздничные богато декорировали вышивкой, бахромой, кисточками и многочисленными серебряными пластинами, стеклянными вставками и монетными подвесками. Пластины в форме луны имеют особое значение: в сакральной культуре азербайджанцев луна наделяется очистительной силой, а в исламе полумесяц выступает символом религии.

Подвески

На фото: Серебряная подвеска XIX века, выполнена в технике гравировки и черни со вставками из цветного стекла. NATAVAN GALLERY

Массивные серебряные украшения, инкрустированные кусочками цветного стекла и камнями, были непременной частью костюма молодых знатных женщин в Губа-Хачмазском историко-этнографическом регионе Азербайджана. Нагрудное украшение состояло из нескольких низок бус из коралла, агата и жемчуга и подвесок. Центральный медальон отражал солярную символику. Данная форма очень архаична, поскольку астральные символы изначально имели сакрально-магического предназначение. Растительный декор из цветочных лепестков, листьев и побегов символизировал богатство и плодородие.

Амулеты

На фото: На праздничном шелковом нагруднике, украшенном золототканой тесьмой и бахромой, располагается серебряный амулет XIX века, выполненный в технике гравировки и черни. Амулет покрыт орнаментом из вьюнов и побегов, в центре – исламский солярный символ полумесяц и звезда. Полностью подчиненная охранительной функции композиция амулета завершается расположенными наверху солярными образами – птицами, которые были связаны с верхней частью мира – небом. NATAVAN GALLERY

Амулетам приписывали сакрально-магические свойства, потому что в них хранили выписки из Корана. Украшения-обереги носили девушки и женщины начиная со дня свадьбы вплоть до рождения двух-трех детей. В качестве основного декоративного элемента такие обереги были частью ожерелий. Исламские амулеты украшались многочисленными подвесками – фигурными деталями, камнями или монетами. Орнаментация амулета соответствовала его магическому содержанию.

Подвески с куполками

На фото: Серебряная подвеска XIX века, выполненная в технике тиснения и инкрустации камнями. В центре – полусферический куполок с цветными вставками. Подвеска расположена на плечевой распашной лаббаде из бархата, надетой поверх шелковой женской рубахи, украшенной золототканым галуном. NATAVAN GALLERY

Подвески с куполками и многочисленными свивающимися элементами использовались как часть нагрудного украшения, также их прикрепляли на женский головной убор. Согласно традиционным представлениям азербайджанцев украшения с элементами в виде полусферического выступа и звенящий эффект подвесных деталей обладали магической охранной силой.

Бусы

На фото: бусы XIX века, выполненные в технике перегородчатой эмали, где с синим фоном сочетается изящный растительный орнамент белого цвета. NATAVAN GALLERY

В XIX – начале XX века среди знатных дам Азербайджана в моду входят яркие, многоцветные украшения – серьги, медальоны, бусы в эмальерной технике. Этот вид ювелирного искусства начинает активно развиваться в первой половине XIX века в Баку, Ордубаде, Гяндже, Шеки и других городах. Для эмалей азербайджанских ювелирных украшений характерно традиционное сочетание цветов: на зеленом или синем фоне – изящный растительный белый и розовый орнамент. Благодаря новому художественно-технологическому приему мастерам-ювелирам Азербайджана удавалось точно передавать в яркой палитре эмали малейшие нюансы цветовых сочетаний, которые отличались тонкостью работы и радостными, яркими расцветками.

Браслеты

На фото: серебряный браслет XIX – начала XX века. NATAVAN GALLERY

Среди огромного многообразия вариантов браслетов Азербайджана можно выделить незамкнутый тип, выполненный в технике накладной филиграни. В центральной части – крупный полусферический купол, увенчанный вставками из красного и синего стекла. Вокруг мелкие куполки с вставками под бирюзу. Композицию завершают ряды псевдозерни и витых проволок. Согласно древним народным представлениям серебро обладало очищающими и магическими свойствами; бирюза даровала победу, способствовала улучшению зрения. Простенькие браслеты надевали девочкам в раннем возрасте, а вот такие массивные украшения носили обычно взрослые женщины.

Подвески на одежде

На фото: Cеребряные подвески, нашитые на верхнюю одежду из кашмирской шерсти. Одежду из такой ткани, сотканной вручную из козьего пуха, доставленного из далекой Индии, носили состоятельные дамы. Кашмирская ткань в Азербайджане называлась «тирме», а в силу дороговизны – «мисгали тирме» (мискаль – единица веса для драгоценных металлов). NATAVAN GALLERY

В Азербайджане вплоть до начала XX века праздничную наплечную одежду по вороту, бортам, подолу, краям рукавов традиционно богато украшали однорядными подвесками из серебра или золота, в форме филигранных цветков, дутых бутонов, штампованных круглых пластинок и серебряных цепочек с бубенчиками. Иногда они нашивались в несколько рядов. Такие подвески не только обогащали декоративное убранство женской одежды, но и издавали легкий звон при ходьбе, что, очевидно, являлось защитой от негативной энергии.

Арахчын

На фото: Арахчын с золотошвейным шитьем. Круглые элементы («птичий глаз»), вышитые белыми нитями, символизировали круговорот жизни и знак солнца. Форма глаза являлась оберегом. NATAVAN GALLERY

Национальная шапочка арахчын округлой формы шилась на подкладке и украшалась вышивкой. Этот головной убор был широко распространен, особенно в западных регионах Азербайджана. Арахчын носили и женщины, и мужчины любых сословий, отличительной особенностью являлись лишь материал и отделка. Арахчыны у пожилых были темными и однотонными, у молодых – цветными: из красного, зеленого, синего бархата, кашмирской шерсти или шелка. Праздничные шапочки украшали золототканой тесьмой, бисером, вышивали тамбурными узорами, что указывало на высокий статус их обладателя. Арахчын носился «в комплекте»: женщины надевали шапочку, затем головное покрывало, а мужчины поверх арахчына надевали шапку. 

Монетовидные привески

На фото: Фрагмент головного убора чутгу из шелка с набоечным орнаментом и нашивками из серебряных монет на налобной части. NATAVAN GALLERY

Как указывают археологические находки, традиционные «шелестящие» украшения несли в себе охранительную функцию. Звон, издаваемый ими, считался оберегом, защитой от внешних вредоносных сил, поэтому звенящие украшения носили женщины и дети. Украшения состояли из нескольких элементов в виде подвесок, которые при движении издавали мелодичный звук. Использование звука в традиционном костюме выполняло еще и чувственно-эстетическую функцию, вызывая определенные эмоции и привлекая внимание к их владелице, например во время танца. 

Подвески-амулеты

На фото: Cеребряная нагрудная подвеска-амулет в виде звеньев цепочки с круглыми, тисненными растительным узором бляшками и ромбовидными пластинами. NATAVAN GALLERY

Пернатые наделялись магическими свойствами «солнечной» птицы, солярного образа, символизирующего плодородие. Поэтому этот мотив прослеживается во многих видах ювелирных украшений Азербайджана. Амулет благодаря сочетанию бахромы из цепочек, подвесок и жемчужин приобретал пластику и легкость, а изображение птицы, помимо эстетической ценности, придавало украшению сакральный смысл. Подвеску-амулет прикрепляли к концу нагрудного выреза женской рубашки, отделанного или узорной тесьмой, или нашивными украшениями.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»