У Мехрин Алили необычное увлечение: она «коллекционирует» мозаики – разыскивает по всему Баку и окрестностям сохранившиеся с советских времен панно и фотографирует их для истории.
Производственное объединение «Промавтоматика» – здание чайной фабрики на улице 28 Мая, которое снесли. Там на каждом этаже у лестничной площадки были мозаики.
Это началось лет десять назад: вчерашняя выпускница Азербайджанского государственного экономического университета Мехрин Алили вышла на свою первую работу в банк. «Каждый день я приезжала в офис к девяти, выходила оттуда в шесть и ждала автобус, – вспоминает она. – Напротив остановки была мозаика: абстрактные формы и рука с колбой. Эта работа Октая Шихалиева стала ярким пятном в моей монотонной жизни».
Насиминский район, ул. Сулеймана Рустама. Мозаика на спортивную тему – гимнастика и волейбол (автор неизвестен). Ее не сломали, а почистили и отреставрировали.
Мехрин начала искать информацию о мозаиках, но поняв, что зачастую даже авторство не установить, решила заняться фотодокументацией этих городских шедевров. Обычно мозаики располагались в индустриальных районах, на зданиях советского модернизма, больницах, госучреждениях. «Я то и дело пыталась проникнуть на территории каких-то заброшенных объектов, заводов и фабрик, перелезала через заборы, меня ловили, выгоняли – ведь многие из зданий приватизировали в 1990-х, и теперь это частная собственность, на которую не попасть, – рассказывает она. – Но были и те, кто не возражал». Перед тем как снести бывшую чайную фабрику, рабочие позволили Мехрин пройтись по этажам – каждый был украшен мозаикой.
Производственное объединение «Промавтоматика». Еще одна демонтированная мозаика в здании чайной фабрики. Эта мозаика была панорамная, на всю лестницу и находилась на верхнем этаже.
Вообще, мозаика – искусство древнее, но в СССР в 1960–1980-е оно приобрело особое значение. Незадолго до этого, в ноябре 1955 года, ЦК КПСС и Совет министров СССР выпустили постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Так по всему Союзу стали появляться одинаковые дома, подъезды, планировки, принесшие случайное счастье разве что героям «Иронии судьбы…», для большинства же архитектура становилась типовой, а жизнь – серой и однообразной. Однако именно мозаики в список излишеств не попали, и художники принялись добавлять индивидуальности постройкам и красок городскому ландшафту при помощи картин, созданных из кафеля или смальты.
Фасад здания «Агро-Азеринвест». Автор Эльмаз Гусейнов.Мозаика на популярную в СССР тему космоса, которую часто использовали.
После распада СССР мозаики заслужили репутацию «чего-то совкового» – пережитка недавней, подчас ненавистной истории. В списке историко-культурных памятников, утвержденном в 2001 году, советские мозаики не упоминались. С тех пор реставрировать их никто не спешил, дешевле было сломать или закрасить.
Мозаика в фойе спортивного зала Азербайджанского технического университета. «Гребцы», 1974 год. Автор Гаджибала Раджабов.
Усилиями неравнодушных людей вроде Мехрин Алили некоторые мозаики удается спасти, например панно «Счастливое детство» на фасаде ТЮЗа, мозаики «Счастье» в парке около Дворца счастья. Мехрин ведет страничку в соцсетях, где рассказывает о находках, теперь думает о том, что однажды выпустит книгу-фотоальбом. «Это наше культурное наследие и искусство для народа, ведь оно располагалось там, где жили и работали обычные люди, – рассуждает Мехрин. – Мозаики говорили о важных ценностях: семье, космосе, научных достижениях. В Азербайджане много мозаик на тему нефти, а еще с местными узорами, даже ковровыми».
Хатаинский район, проспект 8 Ноября. «Урожай». Мозаика свидетельствует о том, что женщина – это не только домохозяйка. Ее роль в обществе гораздо шире: на панно изображены женщины – рабочие и ученые.
Благодаря увлечению Мехрин поняла и что-то про себя. «Мне всегда нравилось все яркое и креативное, были интересны фотография, архитектура, урбанизм – наконец этот интерес выбрался наружу», – говорит она, добавляя, что выучилась на графического дизайнера, сейчас это ее основная сфера деятельности. Понимает ли она, как зародилась тяга к творчеству? «У нашей семьи есть дача, где на протяжении многих лет собирались родственники, еще до того, как я родилась. Около клумбы они выложили из кусочков смальты фразу «Добро пожаловать!» и добавили дату постройки дачи. В детстве я проводила там много времени и играла с этими кусочками мозаики. Получается, они со мной остались на всю жизнь».
Санаторий «Бакинец» в Мардакане. Мозаика посвящена Гобустану: люди с петроглифов, животные, охота, узоры, кувшины и вазы с раскопок. 1961 год.