Шеки – один из древнейших городов Кавказа. Здесь старинные храмы, вековые крепости и уникальные по красоте дворцы ушедших в вечность ханов. Но непреходящая ценность этого города – люди.
В доме шапочников Керимовых хранится старая фотография начала прошлого века. На ней Исмаил Азах оглу – красивый мужчина лет сорока, отец Курбанали Исмаила оглу и дед Агиля Курбанали оглу. Он тоже был шекинским шапочником. На голове у него высокая черная папаха из каракуля. Такая стоила 25 золотых рублей, рассказывает Керимов-отец. В те времена состоятельные люди носили высокие шапки, на такие теперь спроса нет совсем. Впрочем, новая мода на низкие шапки вполне понятна: сесть в высокой папахе в автомобиль довольно затруднительно. Да и в общественном транспорте это будет выглядеть нелепо.
Когда-то по шапке можно было рассказать о человеке многое. У каждого сословия был свой головной убор, и в каждом регионе он имел свои особенности. В Азербайджане шапка рассказывала, в каком районе человек живет, чем занимается, к какому социальному слою принадлежит, каков его достаток и даже стар он или молод. Молодые мужчины носили более светлые шапки, пожилые – темные. Красивый оттенок и мягкость шапки говорили об экономическом благополучии ее обладателя. Форма шапки и материал, из которого она была сделана, сразу выдавали профессию. Чабаны в Азербайджане, например, всегда ходили в лохматых шапках, их шили из шкуры козла или грубой овчины. Шапка чабана должна была согревать голову и защищать лицо от ветра зимой, а летом оберегать от палящих солнечных лучей. Простолюдины носили обычные шапки из грубой овчины. Богатые люди – папахи из дорогого каракуля. Ханская шапка – очень высокая – прежде шилась из каракульчи тончайшей выделки. В мастерской Агиля Курбанали оглу ханская шапка тоже есть, но в качестве украшения лавки, а потому сшита она из искусственного меха.
Шекинские шапочники специализировались на определенном виде головных уборов. Одни делали шапки из мягких шкурок пушных зверей, водившихся в окрестных лесах, другие шили папахи из каракуля, были мастера по изготовлению тюрбанов и тюбетеек…
Когда Курбанали Исмаил оглу только начинал работать – это было в 1952 году, спрос на шапки был очень большой, а сырье было не менее большим дефицитом. Тогда у него еще не было своей мастерской: он шил шапки в доме быта и получал за это фиксированную зарплату. Но воспринимал свое ремесло всегда как дело семейное. Сына начал учить шить, когда тот только пошел в школу. В пятом классе Агиль Керимов уже мог самостоятельно сшить подкладку для шапки, в 16 лет стал настоящим мастером.
Отец гордится сыном, в свои 36 лет тот считается одним из лучших мастеров города Шеки: когда кто-то решает сшить себе традиционную дорогую шапку из каракуля, идут к нему. «Каракулевые шапки всегда заказывали только очень хорошему мастеру, – говорит Керимов-отец, – только зарекомендовавшим себя людям доверяли этот дорогой материал».
Отец и сын Керимовы работают каждый в своей мастерской. Они могут сделать любой головной убор, традиционный для Шеки. Но самым большим спросом здесь пользуются изделия из меха, особенно каракулевые папахи. Инструменты достались им еще от деда. И материалы они используют только натуральные. Шкурки берут у проверенного скорняка, про которого точно известно, что обрабатывает он их натуральным способом, как делали раньше, а не химией, как принято сейчас.
«От химии только рвется и портится мех», – объясняет Керимов-сын. На одну шапку он тратит от пяти часов (если шапка совсем простая) до трех-четырех дней работы. Новую моду ходить вообще без шапки мастера Керимовы воспринимают неодобрительно. «Потому что папаха – это гордость мужчины», – объясняет старший.
Традиционные папахи из каракуля всегда пользовались спросом в этих местах. Но если в начале прошлого века в моде были высокие шапки, то сейчас – низкие.