Наблюдательный приезжий замечает, что в Баку любят украшения. Но особенно наблюдательный отмечает, насколько необычные кулоны и браслеты носит здесь теперь модная публика. Ювелир Сабина Минзейн, создательница бренда Tilsim, рассказывает, почему люди выбирают концептуальные лаконичные украшения и как через золото и серебро ей удается передавать свои истории – про любовь к дому, наследие земли, астрологию и доверие.
Tilsim
Это азербай¬джанский бренд современных минималистичных украшений ручной работы. Основан в августе 2020 года. Бренд представлен тремя коллекциями: Ana vətən («Отeчество»), Irs: sikkələr («Наследие: монеты») и Talisman («Талисман»).
Носи эту брошь как напоминание о том, что среди всех мест в мире нет больше такого, как твой дом, где тебя любят», – Сабина Минзейн написала эти слова и подписала Homeland («Родина»). Еще не было готовых брошей, браслетов и подвесок, не было прототипов, не было бизнес-плана – только идеи, наброски, мечта и это ощущение родины, которое хотелось передать через ювелирные украшения. Так в 2019 году начался бренд Tilsim. Как часто бывает, самые важные слова мы говорим прежде всего самим себе – и иногда оказывается, что они обращены в будущее.
Когда некоторое время спустя Сабина отправилась в Польшу учиться, она постоянно носила свою подвеску, чтобы чувствовать дом рядом. «Что это, дельфинчик? Абстрактная фигура?» – спрашивали ее друзья. «Это мой город, Баку», – отвечала она и пользовалась моментом, чтобы рассказать об Азербайджане.
За это ощущение принадлежности к общему дому и полюбили Tilsim.
«Есть две версии появления бренда – официальная и неофициальная, – рассказывает Сабина. – Согласно первой, я увидела в США украшения в форме разных штатов и захотела себе такое же в форме Баку. Во вторую версию верят не все, но я действительно пошла к астрологу, и она сказала, что мне обязательно нужно заниматься декоративно-прикладным искусством. До этого я работала в медиа и маркетинге (по профессии я филолог, преподаватель русского языка). Чем больше погружалась в маркетинг, тем сильнее меня коробило от того, что это всегда история про «продать то, что нужно продать». Хотелось сделать проект про мои ценности. Я вернулась домой от астролога, села и придумала концепции для 14 линеек украшений, первой из которых была Homeland».
Я спрашиваю у Сабины, почему вначале была линейка именно про родину, и заранее знаю ответ. Второй вопрос после «как тебя зовут?», который в Азербайджане задают при знакомстве, – «откуда ты?». Идея была в том, чтобы сделать ответ на него понятным без слов.
В первой, пробной партии было восемь районов страны. 14 августа 2020 года – день выхода коллекции – стал для Сабины «как день рождения, Новый год, 8 Марта и свадьба вместе взятые, все праздники в одном». Утром она вывесила фотографии коллекции в соцсетях, и телефон начал звонить не переставая.
Первая партия подвесок закончилась за три часа. Цех едва справлялся с заказами, а Сабина начала разрабатывать кулоны с силуэтами других регионов и всего Азербайджана. Самыми продаваемыми, как показало время, стали Баку, Гянджа и Нахчыван. После победы разлетались Карабах и Шуша. Всего в Азербайджане 68 регионов, в коллекции Homeland сегодня не хватает всего девяти.
«О некоторых, например Аджигабуле, люди никогда не спрашивали. Ширван на карте выглядит как кружочек – надо что-нибудь интересное придумать. Однажды кто-то написал: надо объединять народ, а ты своими регионами людей разъединяешь. Я же вижу это совершенно иначе: как круто, что так разнообразно на одной земле! Например, Шеки и Лянкяран совсем разные!»
…Губа, Гусары, Астара, Хачмаз, Гах, Масаллы, Мингячевир, Огуз – из серебра, позолоченные или из розового золота – тихонько звенят, бликуют и смотрятся не просто высказыванием, но очень концептуальными современными украшениями. Сабина говорит, что это была еще одна ее «маленькая миссия»: ей хотелось, чтобы азербайджанцы «начали покупать и носить лаконичные вещи местных брендов». Тут, конечно, не справиться в одиночку, но срабатывает накопительный эффект: за четыре года количество дизайнеров-ювелиров в стране увеличилось в несколько раз. И уже реже приходится объяснять, почему цена дизайнерских украшений не «за грамм».
Если в первый год существования Tilsim Сабина превратилась в картографа («теперь знаю наизусть все районы, с закрытыми глазами могу нарисовать их, во многие съездила»), то дальше стала историком-нумизматом. Потому что следующая коллекция была про старинные монеты азербайджанских ханств.
«Больше всего я боялась, что мне скажут: а вот тут у вас неправильно! Прежде чем запустить производство, я прочитала три книги про монеты, долго зависала на форуме нумизматов, консультировалась с известными специалистами – и теперь сама могу рассказывать про денежные реформы шаха Аббаса I, про чеканные дворы феодальных ханств, про то, чем отличались фулусы от динаров и дирхамов. Мне нужно было выбрать самые красивые монеты XVI, XVII, XVIII веков. С трудом их отобрала: на бакинской изображена львица, на карабахской – лев и солнце, на гянджинской – лошадка, на шемахинской – два листика (в которых некоторые клиенты видят зодиакальных Рыб). Самые любимые монеты – эриванская и нахчыванская времен Сефевидов, покрытые ажурной арабской вязью. Я очень бережно отношусь к репутации своего бренда, так что могу поручиться за точность исполнения. Это точнейшие реплики: если на прототипе монеты была потертость, у меня она тоже есть. Может быть, поэтому некоторые люди после выпуска коллекции задавали вопрос: «Сабина, ты что, клад нашла?»
После долгого погружения в тему начинается собственно ручная работа. Модели печатают в 3D, чтобы посмотреть, как будут выглядеть украшения (в этот момент решаются нюансы – например, какая цепочка или материал лучше подходят), затем мастер делает молды (формы) для «монет» в печи или вырезает «регионы» лазером. «Удивительно наблюдать процесс от идеи до реальной вещи!» Сабина работает, как многие современные художники: досконально прорабатывает идею, а воплощают ее мастера--ремесленники. Однако в Краков она поехала учиться именно ювелирному дизайну: «Я получила там хороший опыт, у меня был ювелирный класс, я своими руками делала украшения. И это то, чем мне хотелось бы заниматься, потому что знание дает больше свободы в экспериментах, поиске новых форм».
Мечта Сабины – открыть в Баку бутик Tilsim, где проходили бы лекции по истории, чтобы посетители узнавали о происхождении каждой вещи так же подробно, как знает о них основательница бренда.
Третья коллекция, представленная в 2022-м (Сабина выпускает по одной каждый год), удивила многих – настолько она оказалась камерной, личной. Нежные полутона, успокаивающая прохлада бусин-кристаллов: главные герои – 11 натуральных камней от розового и дымчатого кварца до аметиста, обсидиана, лазурита и желтого сердолика. Кольца, колье, асимметричные серьги...
Сабина говорит, что к третьему году успеха поняла: «Весь Tilsim – он же про меня, про то, что интересно мне, чем увлекаюсь я сама. И это не только любовь к родине и истории. Я верю в судьбу, в предназначение, в астрологию, в карму, и я точно знаю, что кристаллы работают». Получилась история про доверие – Сабины к миру и мира к Сабине. «Амбассадоры моего бренда – мои друзья, – к слову замечает она. – Не знаю, что бы делала без их поддержки. У всех моих друзей есть все три коллекции Tilsim, причем никто не соглашается даже на скидки».
Следующая ювелирная история, полагает автор, должна удивить поклонников бренда еще больше. Она продолжит тему наследия, но в то же время станет профессиональным прорывом для марки. Если первые украшения были довольно простыми в смысле технического исполнения, «как игрушечки», то в коллекции 2023 года, выпуск которой откладывался несколько месяцев, Сабина обещает реализовать сложные ювелирные идеи: «Довожу до ума, переделываю, очень из-за этого переживаю, но хочу получить то, что будет меня устраивать». Когда выйдет этот номер журнала, коллекция наверняка уже увидит свет, так что интрига получится не слишком долгой.