Слово главного редактора: тропою грома

Этот номер посвящен Кара Караеву. На его страницах нам вместе предстоит погрузиться в поражающий своей многогранностью караевский мир. В мир, где божественная гармония может существовать вместе с додекафонией, мугам – с ораторией, ашугские ритмы – с джазом. В мир, где представлено караевское видение Низами и Пушкина, Гойи и Омара Хайяма, Сирано де Бержерака и Дон Кихота.

Ему было доступно всё. Он мог сочинять и простые песенки, и преисполненные глубокого трагизма развернутые музыкальные полотна. Их всех роднили страсти, которые не переставали бушевать в караевской вселенной. Вечно противостоящие друг другу Добро и Зло, война и мир, покой и движение мощью его таланта сформировали уникальную неевклидову геометрию караевских пространств.

Я очень рада, что наконец-то восстановлен александровский фильм «Одна семья», в котором автором музыки был Кара Караев, а сценаристом – мой прадед Мир Джалал. Не перестаешь удивляться тому, насколько емко написанная Караевым музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям отражает его трактовку героев Шекспира, Лопе де Веги, Джалила Мамедкулизаде, Назыма Хикмета, Булгакова и многих других.

Модифицируя пушкинский рецепт, я всегда могу поднять себе настроение, слушая невесомый, легкий, как воздух, вальс из «Семи красавиц» или завораживающую ритмичную музыку из «Тропою грома». Я надеюсь, что скоро будет хорошая, захватывающая, искренняя книга о Караеве. В ней наверняка нашлось бы место для каждого из его учеников, включая его сына Фараджа Караева, Арифа Меликова, Полада Бюльбюль оглу, Хайяма Мирзазаде, Владимира Шаинского, Рауфа Гаджиева, Франгиз Ализаде и многих других. Видимо, он был очень непростым учителем. Не только для тех, кому непосредственно преподавал. Фактически вся его музыка – это некий урок гуманизма для последующих поколений. Вслушайтесь в эту музыку. Она способна подарить вашей душе не только умиротворение и радость бытия, но и заставить понять, что жизнь – очень непростая штука.

Кажется, что Караев всю жизнь пристально вслушивался в окружающий его мир, находя в нем то, что было созвучно его душе и жизненному кредо. Пожалуй, все его творчество – это некое зеркало ушедшей эпохи. Он никогда не искал проторенных дорог и всегда шел тропою грома. И гром, и молния, и любые социальные и природные катаклизмы были частью его уникального мира. Ведь он не был просто композитором, дарящим нам прекрасную музыку. Он всю жизнь приобщал людей к той философии бытия, которая была плодом его раздумий о том, кто мы и зачем живем в этом мире. Добро пожаловать в караевский мир.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»