Школа лондонской Архитектурной ассоциации в Баку
Руководитель курса Омид Камвари (справа) и преподаватель Каспер Акс.

В Баку прошла первая выездная школа лондонской Архитектурной ассоциации. К философии современной архитектуры приобщились 22 молодых архитектора, прошедших серьезный конкурс.

Выездная школа AA Visiting School – так называется выездная школа Архитектурной ассоциации и Школы архитектуры Великобритании. Старейший (и единственный частный) архитектурный вуз в Лондоне уже много лет проводит выездные школы в разных городах мира от Венеции до Бангкока и от Франкфурта до Мельбурна, привлекая самых перспективных молодых архитекторов и приобщая их к последним тенденциям мировой архитектуры и дизайна. В августе-сентябре этого года мастер-классы AA Visiting School впервые прошли в Баку при поддержке организации YARAT.

Конкурс на участие был огромен: из 155 подавших заявки жюри выбрало 19 самых ярких участников. Отобрать их было непростой задачей. Азербайджанская столица в последнее десятилетие представляет собой архитектурный полигон, где строят свои чудо-здания самые звездные зодчие мира, от Захи Хадид (Центр Гейдара Алиева) до Нормана Фостера (проект Baku White City). Молодежь, претендовавшая на участие в выездной школе, уже мыслит в логике передового строительства XXI века: они не просто читали книжки и слушали лекции о современной архитектуре – они видят ее каждый день. Их интересует не ликбез в области актуальных трендов, а дальнейшее развитие, причем именно на родной земле с учетом всех ее культурных особенностей. Поэтому одним из главных направлений выездной школы стало осознание азербайджанской идентичности: вопрос о том, как можно воплотить традиции, родную эстетику и вообще «душу народа» в высокотехнологичной интернациональной архитектуре нашего времени.

Школа в случае АА – не просто уроки. Это сложный и интенсивный процесс для взрослых профессионалов, включающий семинары и мастер-классы, выставки и экскурсии, но главное – много напряженной совместной работы. Не только работы руками, но в первую очередь обсуждений, споров, мозговых штурмов – того, из чего рождается осознание архитектором собственной цели.

В качестве источника вдохновения в Баку было предложено творчество современного аргентинско-немецкого скульптора Томаса Сарацено. Сарацено создает не скульптуры, а пространства: вьет паутины из железных тросов, подвешивает их на головокружительной высоте, внутри паутин расставляет акценты абстрактными объектами – прозрачными или зеркальными гигантскими пузырями, а потом запускает туда зрителей побродить над бездной, чтобы те на своей шкуре прочувствовали, что живем мы в трех измерениях, и это восхитительно. Суть его проектов в том, чтобы почувствовать окружающую среду собственным телом, ощутить равновесие как одно из главных свойств человека, на которое в обыденной жизни мы редко обращаем внимание. Сам Сарацено несколько лет изучал арахнологию – науку о пауках, чтобы понять, как устроена паутина в живой природе.

Для студентов выездной школы Сарацено оказался бесценен как мастер работы с пространством и формой. Азербайджанские студенты тоже увлеклись использованием тросов и канатов, ткани, трепещущих от натяжения пластиковых поверхностей и неожиданных складок материала. Играть с пространством, чувствовать его, лепить своими руками – вот суть работы архитектора, которая предшествует оформлению строительной документации. Осознать себя художником, творцом – этому и была посвящена выездная школа в Баку.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»