Азербайджанский дизайнерский бренд Chelebi представил свою коллекцию на Миланской неделе дизайна. Эти семь дней полностью меняют городскую среду.
Дизайнеры, бюро и студии устанавливают свои объекты в общественных местах, в исторических палаццо, в парках, клубах и ресторанах Милана. Колоссальная инсталляция «Рождение» встречает гостей Недели дизайна уже на Центральном вокзале. Французский стрит-художник JR закрыл исторический фасад, превратив парадный вход в нагромождение скал. Это не просто авторский перформанс, но приглашение задуматься о влиянии человеческих технологий на природное окружение. Проект связан с историей строительства миланской железной дороги: в 1906 году под городом прорыли множество туннелей и извлекли тонны горной породы. Художник будто отмотал время назад и дал природе возможность отыграться, пусть в символическом смысле.
Экологичный подход и вторичная переработка – давно тренд в дизайне. Команда бюро Mario Cucinella Architects трансформировала внутренний двор штаб-квартиры итальянской газеты Corriere della Sera, сложив причудливые конструкции из деревянных ящиков для овощей. Инсталляция иллюстрирует взгляд на городскую среду как на цикличную экосистему. Еще одна тенденция современного дизайна – рукотворность и креативность. К сотрудничеству все чаще приглашаются люди из смежных профессий. Хитом мебельного салона, проходящего в рамках недели, стала «Комната размышлений» Дэвида Линча. От создателя «Твин Пикс» ждали чего-то экзотичного, в духе Черного Вигвама, но он удивил посетителей эргономичной мебелью из натуральных материалов и минималистичным интерьером.
Еще недавно в моде был японский дизайн, сегодня же тон задают корейцы. Один из самых изящных кураторских проектов, «Мысли о толщине», посвящен корейским ремеслам. В рамках платформы Alcova, которая в этом году оккупировала исторические виллы Борсани и Багатти Вальсекки, дизайнерский дуэт из Сеула WKND Lab оплел классические итальянские интерьеры хитроумными узлами. Узелок в Корее – древний талисман удачи. В интерпретации WKND Lab традиционное плетение превращается в настенные бра, аксессуары и мебель.
Создатели проекта «Объекты общего интереса» Элени Петалоти и Леонидас Трампукис разрабатывают идею передвижных объектов-трансформеров. В прошлом году хитом Миланской недели дизайна стал их надувной фонтан, теперь в садах виллы Борсани греческие дизайнеры выставили садовый домик, тоже надувной: идеальное убежище для современных кочевников.
К вязанию, плетению и прочим видам рукоделия обращается и знаменитое лондонское дизайнерское бюро Аллегры Хикс. Хикс, которую считают законодательницей современного богемного стиля, продемонстрировала в Милане «Метаморфозы» – интерьерную инсталляцию из шести предметов, конструктивные элементы которой дизайнер собственноручно связала крючком. Концептуальная идея Аллегры Хикс – заменить женским рукоделием именно те детали, которые ассоциируются с традиционно мужским ремеслом металлообработки.
Квартал 5VIE, раскинувшийся между улицей Корсо Маджента, площадью Сант-Амброджо и колоннадой Сан-Лоренцо, – центр притяжения Миланской недели дизайна. В этом году кураторы 5VIE Design Week предложили участникам тему «Оркестр безграничного дизайна», приглашая поразмышлять о гармоничном сотрудничестве. В рамках заданной концепции азербайджанский дизайнерский бренд Chelebi показал новую коллекцию.
Придуманная куратором и художником Аидой Махмудовой национальная марка представила свои изделия в исторических интерьерах палаццо Литта. В интерпретации Chelebi оркестр – это сочетание современного искусства и старинного ремесла. В работе из серии «Пейзаж» (2024) Аида Махмудова в сотрудничестве с азербайджанскими мастерицами из Шамкира переосмысливает и по-новому интерпретирует традиционное ковроткачество, объединяя древнее народное ремесло с авторской техникой многослойной живописи. Выставку сопровождает короткометражный фильм, в котором задокументирован творческий процесс от первых эскизов до появления на свет ковра. Акцент сделан на взаимоотношениях между ткачихами и художником: получившийся объект рождается из коллективной памяти и становится результатом общих усилий.
В другой части инсталляции Chelebi представлена лимитированная серия керамики. Вдохновляясь народными предметами домашнего обихода, художник по-новому осмысляет их, превращая утилитарное в декоративное. Так, скромный азербайджанский кувшин, атрибут почти любой кухни, становится изысканным объектом интерьера. Махмудова играет с привычными объемом и силуэтом, привнося новые элементы. Использование нескольких слоев цветной глазури дает при обжиге непредсказуемый эффект, делая каждый сосуд уникальным. По сути дизайнер меняет не форму, а роль и назначение объекта: скромный слуга превращается в светского господина, хозяина салона.
Все предметы Chelebi созданы ремесленниками в сотрудничестве с художниками. Мебель выточена из азербайджанских пород деревьев. При создании декора и проработке силуэтов используются элементы национального стиля шебеке и фрагменты декора ханского дворца в Шеки. Весь проект в целом рассчитан на ценителей этнических мотивов в современном искусстве и дизайне. Chelebi не эксплуатирует традицию, но творчески перерабатывает ее для создания новых вещей, которые легко вписываются в любой интерьер.