Дни Узбекистана прошли в Баку
Справа налево: Первый вице-президент Азербайджанской Республики Мехрибан Алиева и помощник Президента Республики Узбекистан Саида Мирзиёева

В Центре Гейдара Алиева, состоялось открытие выставки декоративно-прикладного искусства «Наследие в стежках: путешествие по вышивкам и швейным традициям Узбекистана». К этому событию был приурочен концерт традиционной музыки и премьера балета, созданного на основе народного узбекского танца лазги.

Выставку «Наследие в стежках», ставшую первым мероприятием, посвященным Узбекистану и устроенным в стенах Центра Гейдара Алиева, открывали Первый вице-президент Азербайджанской Республики Мехрибан Алиева и помощник Президента Республики Узбекистан Саида Мирзиёева. Перед тем как разрезать символическую ленту, высокие гости ознакомились с двумя экспозициями, подготовленными Фондом Гейдара Алиева: «Азербайджанский ковер – танец узоров», где демонстрируются уникальные образцы ковроткачества, и «Кукла в искусстве», все 200 экспонатов которой обладают огромной художественной ценностью.

Выступивший на церемонии открытия помощник Президента Азербайджанской Республики, исполнительный директор Фонда Гейдара Алиева Анар Алакбаров отметил, что привезенная в Баку экспозиция традиционной узбекской вышивки – очередное доказательство дружбы двух стран, братские отношения между которыми успешно развиваются, в том числе благодаря личному общению Президентов Ильхама Алиева и Шавката Мирзиёева.

Помощник Президента Республики Узбекистан Саида Мирзиёева подчеркнула, что тесные связи не только благотворно влияют на развитие обеих стран, но и приумножают красоту в нашей жизни. «Узбекистан и Азербайджан имеют много общего в истории, культуре и традициях. Оба наших народа славятся гостеприимством, национальной кухней и богатым наследием ремесел, таких как вышивка, резьба по дереву, керамика», – сказала она, выразив надежду, что «Наследие в стежках» станет мостом, который еще больше сблизит дружеские народы и засвидетельствует их стремление к красоте и гармонии.

Выставка разделена на три части, в которых представлено 148 предметов декоративно-прикладного искусства, созданных в XIX – начале XX века. Это золотошвейные чапаны (халаты), часть мужского национального костюма, серебряные украшения, инкрустированные полудрагоценными камнями, – их создали ювелиры из Самарканда, Бухары и Каракалпакии. Также представлена декоративная вышивка в технике сюзане, выполненная более 100 лет назад мастерицами из Ташкента, Джизака, Самарканда, Шахрисабза, Нураты и Бухары.

Сюзане – особый вид искусства, требующий большого навыка, предельного внимания и терпения. На то, чтобы вышить покрывало, коврик-оберег или просто платок, у мастерицы уходили месяцы усердной работы. Каждый узор заключал в себе определенный символ – наследие стежков сюзане огромно. К счастью, традиция жива, техника сюзане развивается по сей день: в Узбекистане немало вышивальных мастерских, чьи работы пользуются устойчивым спросом.

К открытию выставки «Наследие в стежках» было приурочено большое культурное событие: на сцене бакинского Академического музыкального театра показали спектакль «Лазги. Танец души и любви» в исполнении труппы Национального балета Узбекистана. Автор постановки – известный немецкий хореограф Рауль Раймондо Ребек.

Комплект женской одежды: платье «куйлак», головная повязка «пешонабанд», Бухара, конец XIX века; платок, Бухара, XIX век

Узбекский народный танец лазги – огромное и самобытное явление. Начинаясь с мелких медленных движений, он убыстряется по нарастающей, и в момент темпераментного «крещендо» способен расшевелить даже самого убежденного меланхолика. Зажигательный танец полон гармонии, необычайной красоты, легкости, юной дерзости и юмора. Его движения сложные, и надо долго учиться, чтобы исполнить хотя бы базовую версию. Чаще всего лазги можно увидеть в исполнении женщин, однако существует не менее девяти видов этого танца, в том числе мужской. Определенно, не будь лазги, Узбекистан лишился бы части своей самобытности. Так что этот танец заслуженно признан объектом нематериального культурного наследия Узбекистана. Немецкому хореографу удалось почувствовать душу лазги, проникнуться его характером. В балетном спектакле Рауля Ребека танец выходит за рамки традиции, приобретает объемность.

Дни культуры Узбекистана в Азербайджане продолжились концертом ансамбля Узбекского центра национального искусства макома. Вокальное песнопение маком возникло в IV веке, но по-настоящему развилось только через 800 лет. Появились разные школы макома: хорезмская, бухарская, ташкентская. Они различались степенью виртуозности, но благодаря своей искренности с одинаковой силой будили в душах слушателей высокие чувства. Слово «маком» явно родственно слову «мугам». Да и песнопения похожи – своим чувственным исполнением, красивым вокалом и музыкальным рисунком, напоминающим затейливые арабески. Неудивительно, что на концерте мастеров макома, который прошел в Международном центре мугама в Баку, органично звучали и выступления азербайджанских ханенде.

Перед концертом Международный центр мугама и Узбекский центр национального искусства макома подписали меморандум о сотрудничестве. Это стало еще одним подтверждением двустороннего союза во имя красоты и гармонии в мире.

separator-icon
Сцена из балетного спектакля «Лазги. Танец души и любви»
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»