Фаиг Ахмед на I Международной триеннале современного искусства
Инсталляция «Масса». Рон Мьюек

До 18 апреля в Национальной галерее Виктории в австралийском Мельбурне будут выставлены работы художников, архитекторов, скульпторов, дизайнеров из 32 стран. Особенность мельбурнской экспозиции состоит в том, что работы современных художников демонстрируются в залах классического искусства. Таким образом обыгрывается основная тема Триеннале: встреча традиции и современности, поиск преемственности тем и сюжетов. Актуальное искусство, долгие годы противопоставлявшее себя традиционному, в наши дни ищет возможность для диалога с прошлым.

Так, австралийский скульптор Рон Мьюек разместил свою инсталляцию из 100 огромных черепов среди полотен французской живописи XVII–ХVIII веков. Это не просто цитата на манер «быть или не быть?», но и тонкая рефлексия на тему жертвенности и героизма Французской революции, возродившей интерес к классическим сюжетам.

Инспектирует традиционное искусство и молодой китайский художник Сюй Чжэнь. Он создал реплики знаменитых статуй лежащего Будды, тело которого, как мухами, облеплено персонажами античной мифологии. В этих работах зашифрован актуальный вопрос: что станет с западной цивилизацией в момент неизбежного пробуждения Востока?

Будда в нирване. Сюй Чжэнь

88-летняя японка Яёи Кусама – одна из самых именитых и дорогостоящих художников, представленных в Мельбурне, – традиционно укутала интерьер одного из музейных залов в свой фирменный красно-белый горох, на этот раз имеющий растительные модификации. Кусаму кураторы обожают за экспрессию и необходимый каждой выставке современного искусства элемент безумия: японка способна оживить своим присутствием самое академическое пространство. Испещрив мухоморными точками полмира и создав более 50 тысяч работ, Яёи давно перекочевала из разряда современников в классики.

Работы корейского художника Мьюнг Хо Ли расположились на пограничной территории между классической фотографией и лэнд-артом. Вдохновленный вековыми традициями восточной пейзажной живописи, Хо Ли превращает ветви деревьев в иероглиф на плоскости, не прибегая при этом к помощи краски или туши, а лишь внедряя в реальный ландшафт белое полотно.

40-летний ангольский фотограф Эдсон Шагас – недавно взошедшая звезда мировой арт-сцены. Шагас представлял Анголу на Венецианской биеннале 2013 года, когда национальный павильон был удостоен «Золотого льва». На Триеннале в Австралию анголец привез серию работ «1:54» – широкоформатные официальные портреты, персонажи которых выглядят весьма дико: на мужчин в галстуках и пиджаках надеты традиционные африканские маски, заменяющие лица и одновременно свидетельствующие о национальной идентичности.

Цветочная одержимость. Яёи Кусама

Работа Фаига Ахмеда Hal экспонируется в зале прикладного искусства. Фаиг давно ставит рискованные эксперименты с деконструкцией традиционного коврового орнамента. Он раскладывал ковры на пиксели, взрывал узор, внедрял в его сердцевину чужеродные объекты. Hal – произведение из серии Ахмеда, где сотканный традиционными ремесленниками азербайджанский ковер размывается в своей символической сути. Узор теряет ясность очертаний, разжижается и буквально стекает на пол галереи, превращаясь в лужу.

«Ковер – это визуальный символ Востока, возникший задолго до ислама, – рассказывает художник. – В наших коврах жива зороастрийская символика. Например, огнедышащий дракон: нигде в мусульманской традиции его нет, а на коврах он присутствует. Работая с ремесленниками, я понял, что традиционные мастера часто не в курсе того, что им говорит ковер. А я изучил все детали орнамента и понял, что это утерянный язык. Старый орнамент растекся, а новый пока не сложился. Как и новый мир – его очертания тоже пока неясны».

separator-icon
Hal. Фаиг Ахмед
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»