Шеки официально принят в Сеть творческих городов, которую ЮНЕСКО развивает с 2004 года.
Сейчас под протекцией ЮНЕСКО находится 180 городов в 72 странах, которые разделяются по семи категориям: «Ремесла и народное искусство», «Дизайн», «Кино», «Литература», «Гастрономия», «Медийные искусства» и «Музыка». У азербайджанского Шеки с его тысячелетней традицией мастеров, разумеется, первая категория.
Ремесла в XXI веке – уходящая натура. Неспешная ручная работа, штучное производство, мастера и подмастерья, династии, уходящие корнями в глубину веков, – реалии не из современной жизни. Практически повсеместно вытесненные более экономичным производством, они сохраняются лишь в немногих городах мира, там, где особенно сильна традиция. Шеки – один из таких «заповедников». Здесь до сих пор можно увидеть, как в мастерских собирают узорчатые шебеке – витражи из деревянных брусков и разноцветных стекол (шебеке изначально вставляли в окна, но теперь мастера чаще делают их в виде светильников), как вырезают по дереву, вышивают текелдуз, подгоняют, высушивают, настраивают народные музыкальные инструменты: тар, кяманчу, тутек, зурну. Гончар работает за гончарным кругом, папагчи делает папахи, халвачи, разумеется, печет шекинскую пахлаву.
Прогуляться по Шеки – все равно что окунуться в далекое прошлое. Имея богатую фантазию, можно даже вообразить, как выглядел этот город во времена Шелкового пути (здесь сохранились два караван-сарая). Для самих азербайджанцев все это не секрет – у Шеки кроме репутации есть официальный титул столицы азербайджанского творчества, но признание на международном уровне может стать важной вехой в сохранении исторического наследия.
Среди других только что принятых под крыло ЮНЕСКО «городов мастеров» – португальский Барселуш, где испокон веков делают керамику (в особенности чудесных терракотовых петухов – главный символ страны), французский Лимож, известный благодаря тонкостенному фарфору, итальянская Каррара, где работают с редкой красоты местным мрамором, эквадорский Чорделег, где ювелиры создают изделия из серебра и полудрагоценных камней, Чиангмай, расположенный в северных предгорьях Таиланда, – на его узких улицах плетут из бамбука, вырезают инкрустации, ткут циновки. Также в списке Тетуан (Марокко), Каир (Египет), Габрово (Болгария), Мадаба (Иордания), Порто-Ново (Бенин)… Все эти города ничем не похожи друг на друга – но теперь их объединило общее бесценное наследие и желание сохранить его в новом мире. При поддержке ЮНЕСКО они смогут обмениваться опытом в том, как интегрировать креативную энергию своих ремесленников в современную городскую среду, как продвигать и развивать традиции мастеров.