Баку - творческий город ЮНЕСКО

Баку включен в Сеть творческих городов ЮНЕСКО в номинации «Дизайн». Что это означает и с какими мировыми мегаполисами азербайджанская столица делит этот статус?

Чтобы стать «креативным», городу необходимо найти баланс между культурными традициями и инновациями и при этом придумать оригинальную концепцию развития. Сегодня в сеть входит 246 городов из нескольких десятков стран, представленных в семи номинациях: «Декоративно-прикладное и народное искусство», «Дизайн», «Кинематография», «Гастрономия», «Литература», «Медиаискусство» и «Музыка». Мировые эксперты отмечают таким образом яркие и интересные города с 2004 года. Созданию сети предшествовала долгая история.

Фото: Алексей Пивоваров

От памятников к городам

ЮНЕСКО возникла в ноябре 1945 года на базе ООН. Для руинированной послевоенной Европы вопрос сохранения культурного многообразия и защиты памятников был не просто актуальным, а крайне болезненным. Недавние бомбардировки стерли с лица земли исторические ансамбли десятков городов. В результате двух мировых войн погибли миллионы людей, прервались традиционные связи; под давлением индустриализации умирали деревни, разрушались ландшафты, исчезала живая фольклорная культура.

За первые полвека существования ЮНЕСКО стремительно расширила сферу влияния, взяв под опеку не только образовательные проекты и памятники материальной культуры, но и уникальные природные объекты, языки, ремесла, народные обряды, музыку, естественные нау­ки, архивы и исторические документы. Сейчас в организацию входит 195 стран-членов, бюджет пополняется посредством ежегодных членских взносов. Штаб-квартира ЮНЕСКО располагается в Париже, но официальными языками объединения являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский – это самая много­язычная из всемирных организаций.

Впервые эксперты ЮНЕСКО проявили интерес к Азербайджану еще в 1980-х: бакинский Ичери шехер вместе с комплексом Дворца Ширваншахов и Девичьей башней вошли в число кандидатов в список культурных объектов всемирного наследия. Однако наступившая вскоре постсоветская эпоха перемен и нестабильности поставила этот процесс на паузу. В 2000 году памятники наконец были включены в список, а в 2007-м за ними последовал Гобустанский историко-природный заповедник с его древними петроглифами. За последние 20 лет азербайджанскими шедеврами всемирного нематериального наследия были признаны также мугам, ковро­ткаческая традиция, искусство ашугов, музыкальный инструмент тар, национальная игра човган, изготовление шелковых платков кялагаи, ремесло медников города Лагич… Летом прошлого года Баку стал столицей, принимавшей 43-ю сессию ЮНЕСКО. В список были включены также исторический ансамбль города Шеки и его Ханский дворец.

Однако в третьем тысячелетии ЮНЕСКО все чаще демонстрирует новый подход к вопросу культурного наследия. Если раньше речь шла о сохранении отдельных памятников, то теперь все чаще возникает тема поддержки целых городов. Мировая экономика стремительно меняется: города в постиндустриальную эпоху перестают быть промышленными центрами, экологи настаивают на полном выводе из них производства, сокращается бюрократический аппарат, планы девелоперов идут вразрез с идеями сохранения исторической среды. Активная молодежь стремится в мегаполисы, небольшие населенные пункты пустеют, лишаясь экономической опоры. И одновременно в арифметической прогрессии растет количество новых профессий, связанных с высокими технологиями, с развлекательной и туристической индустрией. Чтобы поддержать творческие территории, заботящиеся о благоприятной, активной и безопасной городской среде, ЮНЕСКО основала сеть креативных городов.

Ичери шехер. Дворец Ширваншахов. Фото: Will van Overbeek

Баку. Рецепт успеха

На самом деле на Земле очень мало городов, которые можно назвать творческими во всех отношениях – такими, где мирно сосуществуют историческая архитектура и новые пространства, а уличный дизайн развивается параллельно с образовательными проектами и креативной индустрией. К этому идеалу приближаются мировые столицы – Нью-Йорк, Париж и Лондон, – а также старинные культурные центры, такие как Вена и Амстердам, которые в течение многих десятилетий изобретали себя заново. Всем прочим городским территориям приходится придумывать себе новую идентичность.

Для Баку проблема создания новых городских символов и открытой среды остро встала в начале XXI века. Прежде город ассоциировал себя в основном с историческим центром, а промышленная периферия отвечала лишь за экономическое благосостояние столицы. Уже в 1960-е годы был удачно реа­лизован план генеральной реконструкции города, подразумевавший консервацию центра Баку и возможность его расширения в сторону области. В азербайджанской столице органично прижился интернациональный архитектурный стиль, и даже советские архитектурные стандарты были изящно адаптированы под локальные интересы. И наконец, в начале XXI века оживление культурной и социальной жизни, с одной стороны, и новые технологии добычи и переработки нефти – с другой, привели к тотальному переустройству городского пространства.

Выросли новые здания и объекты, совмещающие в себе национальную символику и высокую архитектуру: Огненные башни, Музей ковра, Центр мугама, ансамбль площади Государственного Флага... Одновременно исторические маршруты обрели новую навигацию и стали доступнее. Еще одна бакинская изюминка – умелое использование в культурных целях отслуживших промышленных объектов. После того как с приходом новых нефтяных технологий пропала необходимость содержать промышленные зоны Баку (Черный город и нижнюю часть Баилова решено было снести), началась генеральная реконструкция всего Приморского бульвара, который теперь существует в статусе охраняемой береговой природной зоны протяженностью 20 с лишним километров. На месте Черного города вырос современный район «Белый город», сетчатую планировку которого позаимствовали у Барселоны.

Эксперты отдельно отмечают дизайн городской подсветки и грамотное создание культурных кластеров, объединяющих музейные, спортивные и развлекательные зоны. Урбанистическим откровением стало и создание нескольких городских центров: например, вокруг исторического Ичери шехер выросли новые градообразующие объекты – Центр Гейдара Алиева и прилегающая к нему территория (последний проект великой Захи Хадид). У каждого из новых рай­онов Баку есть свое символическое место, уникальный облик и особое назначение.

Попадание в Сеть творческих городов стало возможным не только благодаря возведению новых архитектурных шедевров и переустройству городской среды. Для ЮНЕСКО важен не только облик, но и международный имидж города. Проведение в Баку столь масштабных мероприятий, как финал конкурса «Евровидение», Европейские и Исламские игры, финалы еврокубков и гонки «Формулы-1», сопровождалось массовыми шоу такого размаха и сценического уровня, что это не могло остаться без внимания.

У большинства творческих дизайнерских городов ЮНЕСКО свой собственный рецепт привлекательности. Не зря в нем значатся населенные пункты с очень разной судьбой – от пережившего бомбардировки и многолетнее разделение Берлина до стабильно благополучного Монреаля.

Баку. Приморский бульвар. Фото: Андрей Ковалев
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»