Баку включен в Сеть творческих городов ЮНЕСКО в номинации «Дизайн». Что это означает и с какими мировыми мегаполисами азербайджанская столица делит этот статус?
Чтобы стать «креативным», городу необходимо найти баланс между культурными традициями и инновациями и при этом придумать оригинальную концепцию развития. Сегодня в сеть входит 246 городов из нескольких десятков стран, представленных в семи номинациях: «Декоративно-прикладное и народное искусство», «Дизайн», «Кинематография», «Гастрономия», «Литература», «Медиаискусство» и «Музыка». Мировые эксперты отмечают таким образом яркие и интересные города с 2004 года. Созданию сети предшествовала долгая история.
От памятников к городам
ЮНЕСКО возникла в ноябре 1945 года на базе ООН. Для руинированной послевоенной Европы вопрос сохранения культурного многообразия и защиты памятников был не просто актуальным, а крайне болезненным. Недавние бомбардировки стерли с лица земли исторические ансамбли десятков городов. В результате двух мировых войн погибли миллионы людей, прервались традиционные связи; под давлением индустриализации умирали деревни, разрушались ландшафты, исчезала живая фольклорная культура.
За первые полвека существования ЮНЕСКО стремительно расширила сферу влияния, взяв под опеку не только образовательные проекты и памятники материальной культуры, но и уникальные природные объекты, языки, ремесла, народные обряды, музыку, естественные науки, архивы и исторические документы. Сейчас в организацию входит 195 стран-членов, бюджет пополняется посредством ежегодных членских взносов. Штаб-квартира ЮНЕСКО располагается в Париже, но официальными языками объединения являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский – это самая многоязычная из всемирных организаций.
Впервые эксперты ЮНЕСКО проявили интерес к Азербайджану еще в 1980-х: бакинский Ичери шехер вместе с комплексом Дворца Ширваншахов и Девичьей башней вошли в число кандидатов в список культурных объектов всемирного наследия. Однако наступившая вскоре постсоветская эпоха перемен и нестабильности поставила этот процесс на паузу. В 2000 году памятники наконец были включены в список, а в 2007-м за ними последовал Гобустанский историко-природный заповедник с его древними петроглифами. За последние 20 лет азербайджанскими шедеврами всемирного нематериального наследия были признаны также мугам, ковроткаческая традиция, искусство ашугов, музыкальный инструмент тар, национальная игра човган, изготовление шелковых платков кялагаи, ремесло медников города Лагич… Летом прошлого года Баку стал столицей, принимавшей 43-ю сессию ЮНЕСКО. В список были включены также исторический ансамбль города Шеки и его Ханский дворец.
Однако в третьем тысячелетии ЮНЕСКО все чаще демонстрирует новый подход к вопросу культурного наследия. Если раньше речь шла о сохранении отдельных памятников, то теперь все чаще возникает тема поддержки целых городов. Мировая экономика стремительно меняется: города в постиндустриальную эпоху перестают быть промышленными центрами, экологи настаивают на полном выводе из них производства, сокращается бюрократический аппарат, планы девелоперов идут вразрез с идеями сохранения исторической среды. Активная молодежь стремится в мегаполисы, небольшие населенные пункты пустеют, лишаясь экономической опоры. И одновременно в арифметической прогрессии растет количество новых профессий, связанных с высокими технологиями, с развлекательной и туристической индустрией. Чтобы поддержать творческие территории, заботящиеся о благоприятной, активной и безопасной городской среде, ЮНЕСКО основала сеть креативных городов.
Баку. Рецепт успеха
На самом деле на Земле очень мало городов, которые можно назвать творческими во всех отношениях – такими, где мирно сосуществуют историческая архитектура и новые пространства, а уличный дизайн развивается параллельно с образовательными проектами и креативной индустрией. К этому идеалу приближаются мировые столицы – Нью-Йорк, Париж и Лондон, – а также старинные культурные центры, такие как Вена и Амстердам, которые в течение многих десятилетий изобретали себя заново. Всем прочим городским территориям приходится придумывать себе новую идентичность.
Для Баку проблема создания новых городских символов и открытой среды остро встала в начале XXI века. Прежде город ассоциировал себя в основном с историческим центром, а промышленная периферия отвечала лишь за экономическое благосостояние столицы. Уже в 1960-е годы был удачно реализован план генеральной реконструкции города, подразумевавший консервацию центра Баку и возможность его расширения в сторону области. В азербайджанской столице органично прижился интернациональный архитектурный стиль, и даже советские архитектурные стандарты были изящно адаптированы под локальные интересы. И наконец, в начале XXI века оживление культурной и социальной жизни, с одной стороны, и новые технологии добычи и переработки нефти – с другой, привели к тотальному переустройству городского пространства.
Выросли новые здания и объекты, совмещающие в себе национальную символику и высокую архитектуру: Огненные башни, Музей ковра, Центр мугама, ансамбль площади Государственного Флага... Одновременно исторические маршруты обрели новую навигацию и стали доступнее. Еще одна бакинская изюминка – умелое использование в культурных целях отслуживших промышленных объектов. После того как с приходом новых нефтяных технологий пропала необходимость содержать промышленные зоны Баку (Черный город и нижнюю часть Баилова решено было снести), началась генеральная реконструкция всего Приморского бульвара, который теперь существует в статусе охраняемой береговой природной зоны протяженностью 20 с лишним километров. На месте Черного города вырос современный район «Белый город», сетчатую планировку которого позаимствовали у Барселоны.
Эксперты отдельно отмечают дизайн городской подсветки и грамотное создание культурных кластеров, объединяющих музейные, спортивные и развлекательные зоны. Урбанистическим откровением стало и создание нескольких городских центров: например, вокруг исторического Ичери шехер выросли новые градообразующие объекты – Центр Гейдара Алиева и прилегающая к нему территория (последний проект великой Захи Хадид). У каждого из новых районов Баку есть свое символическое место, уникальный облик и особое назначение.
Попадание в Сеть творческих городов стало возможным не только благодаря возведению новых архитектурных шедевров и переустройству городской среды. Для ЮНЕСКО важен не только облик, но и международный имидж города. Проведение в Баку столь масштабных мероприятий, как финал конкурса «Евровидение», Европейские и Исламские игры, финалы еврокубков и гонки «Формулы-1», сопровождалось массовыми шоу такого размаха и сценического уровня, что это не могло остаться без внимания.
У большинства творческих дизайнерских городов ЮНЕСКО свой собственный рецепт привлекательности. Не зря в нем значатся населенные пункты с очень разной судьбой – от пережившего бомбардировки и многолетнее разделение Берлина до стабильно благополучного Монреаля.