Народный художник Ариф Гусейнов показал в Азербайджанском национальном музее ковра более полусотни иллюстраций к народным сказкам.
В нынешнем году художник отмечает 80-летие, и в Музее ковра положен старт череде будущих выставок. Неслучайно именно здесь: энергия работ Гусейнова, красочный мир его графики и живописи органично рифмуются с буйством орнаментов и скрытых символов тебризских, карабахских, шемахинских, гянджинских, ширванских ковроткачей. Художник буквально переводит язык ковра на бумагу: избранная им техника пуантилизма напоминает множество мелких узелков, из которых соткана яркая шерстяная поверхность. Сюжет сказок прихотливо наложен на строгую ковровую геометрию. 54 принта любовно обрамлены фрагментами знаменитых безворсовых и ворсовых азербайджанских ковров.
Первым учителем рисования Арифа Гусейнова в послевоенные годы стал уроженец Нахчывана Надир Сафарович Ахундов, тогда еще сам молодой график и преподаватель в Доме пионеров. Наверное, именно на занятиях Ахундова Ариф впервые захотел иллюстрировать книги. «Трудно сказать, что я люблю больше – живопись или литературу, – напишет позже народный художник Азербайджана, профессор, заведующий секцией миниатюры и книжной графики Союза художников. – Они для меня взаимосвязаны, и обе оказали большое влияние на мое становление».
Выбрав профессию, Гусейнов поступил в Художественное училище имени Азима Азимзаде, а после его окончания продолжил образование в Азербайджанском государственном университете культуры и искусств. Уже на втором курсе студента пригласили иллюстрировать известный детский журнал «Геярчин» («Голубь»). В советский период тираж этого популярного издания доходил до 200 тысяч экземпляров. Со временем Ариф Гусейнов занял пост главного художника «Геярчина» и до сих пор занимается его оформлением.
Но самое пристальное внимание художник сфокусировал на станковой графике, плакате и иллюстрациях к национальной и мировой литературе. Он поднял на новую высоту азербайджанскую иллюстраторскую школу, которая и сама по себе занимает особое место в истории искусства страны благодаря разнообразию стилей и самобытной манере многих художников.
Работы Гусейнова абсолютно узнаваемы по характерному образно-ассоциативному языку, основанному на традициях восточной миниатюры и тонком синтезе живописи и графики. Любопытно, что художник нашел способ поместить в средневековый канон современные лица. Со свойственными ему фантазией и изобретательностью он слегка дистанцируется от легенд и мифов, но при этом сохраняет в своих рисунках национальный дух.
За более чем полвека Гусейнов оформил множество книг, в том числе памятники мировой литературы: «Божественную комедию» Данте, лирическую поэзию Петрарки, сказки Андерсена, произведения Низами Гянджеви и Физули. В его портфолио иллюстрации к антологии ашугской поэзии, стихам Расула Рзы и Самеда Вургуна, рассказам Азиза Несина. Отдельный массив работ – добрая сотня детских сказок, от народной «Иван-царевич и серый волк» до «Айболита» Корнея Чуковского и «Верной опоры» Абдуллы Шаига.
Нынешняя выставка как раз и называется «Азербайджанская сказка» – в честь легендарного одноименного сборника, впервые вышедшего в 1940 году и пережившего несколько переизданий. В Музее ковра представлено 54 графических листа в технике цифровой печати, созданных по мотивам 30 сказок.
Среди последних – изданная недавно «Путешествие Дильбяр и ее волшебной ложки», с которой художника связывает личная история. Молодая писательница Лейли Салаева написала эту книгу, в том числе чтобы отвлечь малышей от телевизора и планшета. Красочное издание вышло в свет по заказу Министерства культуры на двух языках – азербайджанском и английском. Главная героиня – любимая внучка Арифа Гусейнова, Дильбяр, которой недавно исполнилось десять лет. «Хочу, чтобы подрастающее поколение читало наши народные сказки, а современные авторы писали и для детей», – признался художник, выступая на вернисаже выставки.