Ариф Гусейнов – художник уникальный. Мало найдется на свете людей, кто может похвастаться тем, что изобрел свой особенный визуальный язык для описания волшебного мира фольклора. В этом смысле Арифа муаллима вполне можно поставить в один ряд с Иваном Билибиным, Маем Митуричем и Борисом Дехтерёвым, с той лишь разницей, что Гусейнов – художник восточной традиции, бакинец до мозга костей. Его стихия – это сказочный мир старых крепостей, караван-сараев, ковров-самолетов и рыночных площадей.
Свою карьеру Гусейнов-старший (младший – его сын Орхан, тоже известный художник) начал полвека назад в детском журнале «Гёярчин», оформлением которого занимается по сей день. Ариф муаллим деликатно адаптировал старинную традицию книжной миниатюры к современным реалиям. Его графические листы исполнены национального колорита и одновременно понятны всему свету. Недаром именно Арифу поручают «положить» на визуальный язык и народные легенды, и стихи абшеронских поэтов, и средневековые рубаи. Художника ценят и в Европе, и в Юго-Восточной Азии, и в обособленной от мира Японии. Он сумел объединить средневековую традицию, каллиграфию и символику коврового орнамента. Ариф муаллим говорит, что, создавая свои работы, ходит кругами как ткач, выделывая орнамент и зашивая секреты в потаенные места.
День воздуха
Традиция полноценного празднования Новруза сохранилась только в Азербайджане и Иране. Не так, что один–три дня отметили, и всё: в Азербайджане к Новрузу готовятся с февраля и потом еще неделю гуляют. Я за свою жизнь много написал работ, посвященных Новрузу. Вообще хотелось бы описать и нарисовать все наши традиционные праздники – этот мир уходит, хочется его как-то сохранить. Даже в советское время Новруз негласно отмечали, а сейчас это государственные выходные. Я долго сказки рисовал, а после этого стал собирать ашугские песни и прочие фольклорные традиции. Мне кажется, сейчас, когда всё вокруг становится одинаковым, особенно важно беречь то, что выделяет нас среди прочих.
Моя новая живописная серия связана именно с приготовлением к Новрузу. Она посвящена предшествующим ему вторникам. Всего вторников четыре, и они связаны со стихиями: вторник воды, огня, земли и воздуха. Во вторник воды освящается вода, во вторник воздуха нужно выйти из дома всей семьей, во вторник земли на блюдечко выкладывают проросшие семена. По вечерам на улицах разжигают костры и прыгают через них, чтобы огонь очистил от грехов. А еще в последний вторник перед праздником девушки ходят по улицам и собирают слухи. Этот ритуал сейчас только в деревнях возможен, в городе никто ничего уже не слышит. Непосредственно перед праздником детвора ходит по дворам: оставляют шапки у порога, стучат в дверь, а сами прячутся. Взрослые заранее готовят для них гостинцы.
К этим сюжетам художники обращались редко и эпизодически. Я же систематизировал цикл – нарисовал все моменты приготовления. Эта картина – про вторник воздуха, когда ветер уносит всё плохое: я нарисовал девушек и четыре платка, которые улетают, унося неприятности минувшего года».