Интерактивная инсталляция Acid Flux, созданная художником Орханом Маммадовым совместно со студией Radugadesign, стала одним из ярких проектов подмосковного Outline Festival 2023.
Outline 2023 шел четыре дня на пяти сценах: концертная была отдана экспериментальной музыке и джазу, на главном танцполе звучало техно, поклонники минимализма и хауса получили сцену Woodz, а на Dark Stage можно было услышать эмбиент, фанк и вейв. Музыкальную программу дополнила художественная: за полгода до открытия организаторы объявили конкурс, получили 165 заявок на участие и выбрали 19 арт-проектов в самых разных областях – от световых инсталляций до ландшафтного дизайна. Одним из победителей как раз и стала Acid Flux Орхана Маммадова и студии Radugadesign. Прямо на главной сцене разместился белый ковер, на который проецировались сменяющие друг друга узоры, сгенерированные искусственным интеллектом. Эта бесконечная трансформация захватывала взгляд, за секунды пробуждая у нескольких тысяч зрителей множество эмоций, от нежности до печали.
Outline потребовалось много лет, чтобы вырасти до нынешних масштабов – и не в последнюю очередь это удалось благодаря четкому видению целей и ценностей. Появившись в 2014 году, он сразу обозначил себя как «фестиваль электронной музыки и новой городской культуры». Тогда он проходил в черте города, в Мневниковской пойме на берегу Москвы-¬реки, и запомнился не только бескомпромиссной музыкой, но и попыткой установить новый формат молодежного проекта – с упором на уважение к природе. Вместо того чтобы, как часто бывает, оставить за собой кучи мусора, организаторы сначала привели в порядок жутковато выглядевшую немаленькую территорию, а после окончания действа убрали за собой. С тех пор площадки фестиваля менялись, но экологические лозунги оставались его фирменным знаком.
В 2016-м Outline был отменен за полдня до открытия: городские власти сочли недостаточными меры пожарной безопасности. Организаторы долго оправлялись от финансовых потерь, но все же справились, и после пандемии фестиваль снова стал одним из важных событий московского лета. Точнее, подмосковного – у проекта появилась постоянная площадка на берегу реки Дубны примерно в 90 километрах от столицы. Outline приобрел недостроенный с советских времен санаторий, и теперь музыканты осваивают его внутренние пространства и специально построенные открытые сцены. Зрители живут в кемпинге (вариант попроще) или глэмпинге (подороже), а особые ценители комфорта останавливаются в гостиницах соседнего Талдома. Перебравшись на природу, проект не отказался от типично урбанистических развлечений – например, для участников и посетителей открыт скейт-парк. Но экологичный образ жизни по-прежнему превыше всего. Даже одноразовой посуды на территории не найти: напитки наливают только в кружки, которые можно купить, а потом сдать.
Инсталляция Орхана Маммадова не потерялась в пестрой программе фестиваля: многие поклонники нового городского искусства изучали ее с нескрываемым любопытством. Возможно, для некоторых это стало первым осознанным знакомством с миром азербайджанского ковра, ключевым в творчестве азербайджанского художника. Именно с ним был связан первый большой успех Маммадова: на VIII Московской международной биеннале современного искусства в 2019 году Орхан представил инсталляцию, в которой искусственный интеллект беспрерывно создавал новые орнаменты из традиционных элементов азербайджанских ковров. Тогда же Маммадов стал соавтором видео-арта Лейлы Алиевой «Вечность», с помощью компьютера оживив картину художницы. Представляя Азербайджан на Венецианской биеннале, он открыл для себя технологию NFT, позволяющую продавать цифровые произведения искусства, не теряя на них авторского права, и с тех пор продает свои виртуальные ковры, пользующиеся большим спросом. В 2022 году персональная выставка Орхана Маммадова «Возрождение эстетики» прошла в дубайском Театре цифрового искусства ToDA и в одной из нью-йоркских галерей.