Картина «На прогулке» в ретроспективе Василия Верещагина в Третьяковской галерее

В самой большой за всю историю русского искусства ретроспективе Василия Верещагина, проходящей в Третьяковской галерее, участвует только одна картина из государственного зарубежного собрания – «На прогулке» Национального музея искусств Азербайджана им. Рустама Мустафаева.

Фото: Анастасия Замятина. Третьяковская Галерея

Выставка эта уникальна, во-первых, небывалым охватом. Прошлогодняя ретроспектива в питерском Русском музее, приуроченная к 175-летию живописца, насчитывала 150 картин, тогда как нынешняя, московская, беспрецедентна по масштабу: на ней показывают около 500 экспонатов (180 живописных, 120 графических работ, 97 произведений декора, архивные документы и фотографии).

Во-вторых – и с этим феноменом сталкиваются все посетители исторического здания Третьяковки в Лаврушинском переулке, где обычно висят самые известные русские холсты, – работы самого известного российского художника-баталиста Василия Верещагина (1842–1904) до сих пор кажутся свежими и, что ли, самыми яркими в галерее. Идешь по анфиладе залов с хрестоматийными холстами, знакомыми с детства, какие-то из них трогают сильнее, какие-то просто «работают на узнавание», но только в зале с экзотическими восточными пейзажами и горькими батальными сценами кажется, что включается дополнительное освещение. Настолько сочными и современными они остаются уже более 100 лет, как по изумительно продуманной форме, так и по пацифистскому содержанию. «Даже сегодня, когда мы все привыкли к тем страшным событиям, которые происходят во всем мире, к волнам насилия, которые мы видим на экране, даже сегодня эти полотна захватывают и просто до мурашек пробирают тебя, - говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. И резюмирует: - Мы открыли этого художника для себя заново».

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Фото: Макс Авдеев

Нынешняя ретроспектива, собравшая в Новой Третьяковке на Крымском Валу самые важные творения Василия Верещагина, обошлась в основном российскими коллекциями. Но в качестве исключения в составе ее участников – один государственный зарубежный музей: Национальный музей искусств Азербайджана, согласившийся на время расстаться с одним из шедевров своей коллекции.

Вообще-то в бакинском музее несколько картин Верещагина. Это и жанровая сценка «Добрые кумовья» (1890), написанная после путешествия на север России, и «На прогулке» (1903), созданная за год до гибели художника на пике творческой формы. По словам Светланы Капыриной, куратора нынешней московской ретроспективы, холст, изображающий трех японок, гуляющих в саду под яркими зонтиками, «отличается подчеркнутой декоративностью и богатством цветопередачи». Вся эта «Японская серия», только-только начатая Верещагиным незадолго до Русско-японской войны и не законченная из-за его гибели на флагманском корабле, являет нам совершенно иной стиль художника, максимально близко подошедшего к принципам импрессионизма.

На прогулке. Фото: Национальный музей искусств Азербайджана

Нужно сказать, что Василий Верещагин для Баку человек не случайный. Художник несколько раз путешествовал по территории нынешнего Азербайджана, оставил подробные описания и зарисовки обычаев местных жителей.

Особое значение в его творчестве имеет Шуша, куда Верещагин приехал в мае 1865 года и где провел пару месяцев, создав серию рисунков и этюдов. Самый известный из них – «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше» – Верещагин окончил уже в Париже.

Добрые кумовья. Фото: Национальный музей искусств Азербайджана

Работы из Шуши объединены наблюдением за спецификой «татарского быта» – именно так, татарами, называли в Российской империи азербайджанцев: «Татарское кафе», «Татарская школа в Шуше», «Зала в доме татарина в Шуше», «Татарская могила»...

Пару лет назад бакинские историки Фуад Агаев, младший научный сотрудник Музея истории Азербайджана, и завуч школы ЮНИСЕФ Намик Рустамов решили разобраться в истоках интереса художника к этим местам. Они обратили внимание на автобиографическую фразу Верещагина, которую приводит в одной из своих статей Василий Стасов, самый великий русский арт-критик тех лет: «Я на три четверти русский и на одну четверть татарин…» В результате исследований Агаев и Рустамов определили, что татаркой, то есть азербайджанкой, была прабабушка художника по материнской линии, родившаяся в Газахе.

Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше. Фото: Третьяковская Галерея

Так, Василий Стасов писал в 1883 году: «По рассказу матери Верещагина, ее бабка была татарка, родом с Кавказа, женщина необыкновенной красоты. Прадед Верещагина с материнской стороны, Жеребцов, богатый помещик в трех губерниях, Вологодской, Новгородской и Тверской, владелец более чем 1000 душ, человек умный и хороший, пользовавшийся в своем кругу большим уважением, влюбился в нее, где-то случайно увидев. За нею дали в приданое (как рассказывала мать Верещагина) много верблюдов и всякого имущества. Женившись на ней, Жеребцов держал ее у себя в деревне всегда взаперти и никому не показывал. От нее-то получила в наследство потомок ее, мать Верещагина, а через нее и ее дети, восточные черты лица и многие черты восточного характера…»

Фото: Анастасия Замятина. Третьяковская Галерея
Картина «Двери Тимура (Тамерлана)». Фото: Анастасия Замятина. Третьяковская Галерея
Фото: Анастасия Замятина. Третьяковская Галерея
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»