Картины и скульптуры Мамеда Мустафаева в Музее современного искусства
Без названия

В Бакинском музее современного искусства открылась персональная выставка скульптурных и живописных работ Мамеда Мустафаева «Без названия».

Художник Мамед Мустафаев дает своим нынешним работам лаконичные имена: «Композиция» или «Конструкция». Все равно что никак не назвать – отсюда и заглавный титр экспозиции. Можно заподозрить, что имеешь дело с убежденным абстракционистом: никакой поблажки зрителю, ни единого намека на происходящее. Художник рассматривает мир с высоты птичьего полета. В таком взгляде есть определенное преимущество: каждый, кто видел землю из окна иллюминатора, мог испытать на себе это ощущение, когда очищенный от деталей пейзаж кажется картой, лоскутным одеялом, конструктором «Лего», из которого воображение собирает что ему вздумается.

Без названия

Архитектор по образованию, Мустафаев прекрасно чувствует внутреннее равновесие мира. Именно это ощущение равновесия и целостности мира – основа его скульптурных «Конструкций». Собранные из подручного материала (у художника все идет в работу) «конструкции» абстрактны, но в то же время наделены каждая своим характером и душой. Умение работать с силуэтом – основа его ранних живописных работ. В 1980-е годы он выставил в Париже серию холстов, объединенных темой свадебного ритуала. Из густых сумерек насыщенных темных тонов на полотнах постепенно проявляется неочевидная на первый взгляд история: едва различимые женские силуэты, праздничная суета, смутное ощущение таинства, рембрандтовский свет. Кажется, что подглядываешь за чьей-то жизнью, спрятавшись в глубинах ночного сада. Еще раньше Мамед пристально и вдумчиво изучал азербайджанскую книжную миниатюру. Из этого интереса родилась живописная серия: дамы, всадники, розовый фон, четкие линии, ясный ритм, ощущение музыки и средневекового ритуала.

Кажется, что работы 69-летнего Мустафаева разделяют не годы, а столетия: так много всего он сумел сделать. Интерес к книжной миниатюре не прошел бесследно, в современных пространственных работах чувствуется то же понимание ритма, что и в ранней живописи художника. Путь мастера неделим: что бы ни делал Мустафаев, он из той редкой породы людей, что работают с неочевидными силовыми линиями и потаенными смыслами, которые связывают все вещи и явления в этом мире.

separator-icon
Без названия
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»