В Центре Гейдара Алиева проходит персональная выставка уличной художницы, которая считается пионером бразильского стрит-арта. Ее работы узнаваемы по образам женщин с по-детски широко распахнутыми глазами.
В начале 1990-х Нина Пандольфо, как и большинство молодых уличных художников, расписывала тегами стены родного Сан-Паулу, но уже к середине десятилетия сформировала собственный узнаваемый стиль. Тогда первые муралы Нины – женщины с детскими чертами лица и большими глазами на фоне сказочных пейзажей – украсили городские здания и пространства. В тех граффити не было социальной повестки – Нина Пандольфо призывала обращать внимание на мелочи, часто остающиеся незамеченными, вроде неба, цветов или животных, которые дарят радость и умиротворение. «В детстве можно было лежать на траве и смотреть на качающиеся верхушки деревьев. Это казалось удивительным и создавало настроение на целый день. С возрастом перестаешь замечать такие вещи», – объясняла художница.
В 2000-х персонажи Пандольфо появились за пределами Бразилии: художница стала регулярно участвовать в европейских фестивалях стрит-арта. В рамках одного из них, например, создала граффити в пяти греческих городах в преддверии Олимпийских игр в Афинах, а также нарисовала в железнодорожном туннеле в немецком Вуппертале масштабную картину с 30 фигурами в человеческий рост. В 2007 году она оформила фасад и башню 800-летнего шотландского замка Кельбурн неподалеку от Глазго: владельцы здания заказали мурал как временное украшение до ремонта, но в итоге решили сохранить картину. Сегодня это одна из самых известных работ Нины. Художница также выставлялась во многих галереях современного искусства в США и Европе, в частности в британской галерее Стива Лазаридеса – куратора и арт-дилера, работавшего с Бэнкси.
Персональная выставка Нины Пандольфо в Центре Гейдара Алиева называется «Благодарность» (Gratitude). Бразильянка снова обращается к тому малому, что может остаться незамеченным, к необходимости быть благодарным – а повод всегда найдется. По словам самой Нины, прилетевшей на вернисаж, благодарность – возвышенное чувство, которое учит принимать трудности и видеть светлое будущее, объединяться и слышать других. И это чувство нужно прививать и поощрять.
В Баку представлены картины и видеоинсталляция, на которых изображены женщины разной этнической принадлежности, олицетворяющие мультикультурность современного мира. На дне морском, в дивном лесу или просто в окружении растений и птиц эти женщины на все смотрят широко открытыми глазами, словно напоминая о необходимости иногда упасть на траву и посмотреть в небо. Белые стены под некоторыми работами исчерчены линиями и тегами – отсылка к уличным корням Пандольфо.
«Для меня мои персонажи олицетворяют не какую-либо этническую группу, а скорее женственность, сила которой в хрупкости. Я хочу, чтобы посетители почувствовали это состояние, войдя в зал с открытым сердцем, и испытали разнообразные ощущения, как в аквариуме или у воды в звездную ночь», – сказала художница на вернисаже.
Выставка продлится до 19 июня.