Ландшафт без границ: выставка Аиды Махмудовой в Грузии
Серия «Между». 2022.

В тбилисском Музее современного искусства Зураба Церетели открылась персональная выставка Аиды Махмудовой «Рай может подождать».

Художница и основательница Пространства современного искусства YARAT давно и успешно исследует взаимодействие ландшафта, истории и физической географии. Рассматривая территорию холста как часть внутреннего космоса, Аида Махмудова экспериментирует с различными материалами: бумагой, глиной, цементом, мрамором, песком, стеклом, органическими элементами – она прислушивается к тому, что ей диктует материя. Из взаимодействия материй рождается новый мир – художник в данном случае выступает в качестве творца, провоцирующего большой взрыв и наблюдающего за последующим периодом полураспада. Слой за слоем накладывая различные текстуры, Аида одновременно принимает на себя роли археолога и почвоведа, реконструирует процесс создания культурного слоя земли и исследует механизм работы материальной памяти. Недаром художница часто выбирает материалы, которые не принято ассоциировать с традиционным изобразительным искусством.

Многослойные объекты напоминают извлеченные из тела планеты артефакты: каждый слой – целая эпоха. Человеку же суждено освоить лишь то, что лежит на поверхности. Аида Махмудова выкладывает перед посетителем собственную карту мира, давая понять, что современный взгляд на ландшафт с позиции сверху вниз ограничен и не дает возможности постичь глубину.

Аида не первый раз берется за исследование ландшафта, но это скорее ее внутренний пейзаж, рожденный в процессе взаимодействия с материалом. Творец с некоторой отрешенностью наблюдает, как меняется плоскость холста, позволяя краскам и веществам действовать самостоятельно. Так человек встречает природные катаклизмы, вооруженный знаниями и одновременно осознающий свою беспомощность перед стихией. В каждой из композиций чувствуется тонкая игра художницы, которая ловко балансирует между осмысленным творчеством и спонтанностью химических реакций, возникающих при встрече материалов.

Серия «Окаменелость». 2022.

Расположенные в центре экспозиции полотна подсказывают зрителю суть истории: для их автора важно донести, что жизнь человека неотделима от окружающего пейзажа. И что попытка мыслить себя отдельно от него изначально ошибочна. Мы живем здесь и сейчас, для Аиды же важен ответ на вопрос, здесь – это где?

Художница обращается к проблеме постиндустриального мира, наблюдая за мутациями, которые цивилизация произвела на поверхности Земли. Важный для Махмудовой мотив оконного проема – к нему она обращалась и раньше – на этот раз выделен в отдельную тему. Окно открывает каждому возможность соединить свой домашний быт с окрестным пейзажем, и одновременно оконные рамы – символ ограниченности нашего восприятия. Подчеркивая это, художница сознательно не использует рамы для своих текстурных работ, позволяя композиции свободно стекать вниз.

В экспозиции есть и скульптурные объекты: они напоминают жителей Помпей, погребенных под вулканическим пеплом, чьи тела законсервировались и стали археологическими артефактами. Позы лишь угадываются, отдельные фрагменты утрачены, да и сами люди стали частью земной коры. Зритель вынужденно включает воображение и силится вообразить то целое, из которого рождается тело. Образ настолько сильный, что неминуемо вызывает чувство тревоги. Человек вынужден оценивать свои перспективы в контексте общего исторического прошлого. И в этом смысле название выставки внезапно раскрывается в ироническом ключе: каждый из нас, хочет того или нет, в итоге станет частью ландшафта – и лучше упредить время и сделать это осознанно.

Из серии «Окаменелость». 2022.
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»