Во Дворце Гейдара Алиева прошла выставка, посвященная сценической истории знаменитого балета Арифа Меликова.
Два ряда стендов друг напротив друга. В одном – фотографии Арифа Меликова с молодых лет («Легенду» он написал всего в 27) до почтенных, полных наград и почестей. В другом ряду – афиши разных театров мира, где ставили или привозили на гастроли этот балет. Создатели экспозиции решили не превращать театральное фойе в музейное пространство: никаких поясняющих табличек с датами, никаких ограждений. Дети подскакивают к фотографиям артистов (старые, редкие и сегодняшние – вперемешку) и просят родителей запечатлеть их в таких же (ну насколько получится) позах. Балет «Легенда о любви» не как факт истории, а как часть ежедневной жизни Баку, Азербайджана и, шире, планеты – такова идея выставки.
Разумеется, многие экспонаты посвящены самой известной и успешной хореографической версии балета. Юрий Григорович создал ее в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова в 1961 году, в 1962-м она прогремела в Баку, в 1965-м поразила публику Большого те¬атра и отправилась дальше по миру. А сейчас вновь поставлена в Баку силами балетной труппы Азербайджанского театра оперы и балета, Государственного ансамбля танца и Государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли. Вот старая афиша Большого, на которой еще почти никакой информации, только внушительный фасад главного те¬атра СССР и крупная надпись: «Ближайшая премьера». Вот афиша масштабных мировых гастролей Большого 2001 года: «Легенда» уже давно хит, она делает кассу в Нью-Йорке. Вот спектакль открывает Неделю азербайджанского искусства в Москве: на плакате не только текст, но и абрис старинного здания. И наконец, премьера в Краснодарском балете – труппе, созданной на юге России специально для Юрия Григоровича уже в новые времена, когда власть хореографа в Большом перестала быть абсолютной.
Есть на выставке и настоящие редкости – афиши, представляющие постановки «Легенды» других хореографов: Анатолия Шекеры в Киеве, Йозефа Зайко в Словенском национальном балете, Галии Измайловой в Большом театре Узбекской ССР. Было еще полтора десятка, чьи афиши не сохранились, но память о спектаклях осталась. И кажется, что в будущем появится еще немало творцов, которых вдохновят музыка Арифа Меликова и история, переложенная в либретто Назымом Хикметом.