Междисциплинарная выставка Situated Selves («Локализованные личности») открылась в бакинской галерее Gazelli Art House: девять азербайджанских художников исследуют свои отношения с важными для них местами.
Как место формирует нашу идентичность, вкус, память, отношения с миром? Об этом размышляют художники разных поколений, жанров и стилей. Точкой отсчета стала мысль американского феноменолога Эдварда С. Кейси о различии между местом и пространством. Пространство – понятие довольно абстрактное, утверждает философ, место же всегда тесно связано с нашим опытом. Мы не просто находимся в нем, но являемся его частью.
Участники выставки осмыслили феномен обретения места силы – того, где можно найти радость, грусть, утешение, вдохновение. Результаты этих размышлений, а также истории, эмоции, открытия, сомнения – все это легло в основу работ, представленных на выставке, а сами работы сложились в единую карту личной реальности.
На картине «Среди ветвей» молодой художник Рза Рзазаде изобразил райский берег моря, населенный диковинными птицами. Но напряженное перекрестье древесных стволов на первом плане заставляет усомниться в царящей на холсте безмятежности. Выразительно изогнутые ветви – излюбленный образ Рзазаде – встречаются и в других его работах. Автор ищет баланс между эмоциональным хаосом и формой, но, кажется, находит прежде всего смятение.
Противоположные чувства вызывают работы заслуженного художника Азербайджана Эльдара Гурбана. 77-летний мастер – один из немногих примитивистов на национальной арт-сцене. Белые корабли на фоне синих небес бороздят водную гладь. Ночью их, точно люстра, освещает неопознанный летающий объект. Кот пугает стаю голубей у череды смешных покосившихся домишек с красными крышами. И во всем этом сквозит бесконечное восхищение родными приморскими ландшафтами.
Теплую, позитивную энергию излучают и морские пейзажи Торы Маис: азербайджанская художница, живущая в Германии, пишет пляжи Каспийского моря и беззаботных отдыхающих.
«Все не так, как кажется» (2020) известной художницы и иллюстратора Ирины Эльдаровой – это эксперимент в манере пуантилизма. Весеннее дерево в синем тумане, покрытое жемчужными брызгами, погружает зрителя в эфемерное состояние полусна-полуяви.
Анар Гусейнзаде выясняет отношения с космосом. Маленький желтый космический корабль пытается долететь до Большой Медведицы (Ursa Major, 2022). Композиция с планетой, вышедшей за пределы Солнечной системы («Экзопланета», 2024), транслирует стремление разрушить привычные границы. Подобно Паулю Клее, Анар использует в своих работах абстрактные фигуры и формы.
Рамал Кязым – адепт сюрреализма, мрачного экспрессионизма Эдварда Мунка и Фрэнсиса Бэкона. Оммажем обоим классикам выглядит холст «Оранжевая стена» (2015), на котором некое искаженное тело выражает страдание и ужас от происходящего.
Жаля Азиз интерпретирует темы памяти и идентичности в жанре гобелена. Художница создает архитектурные образы Старого города, в контексте выставки обретающие новый смысл и измерение.
Бутунай Хагвердиев экспериментирует с приемом анимации – покадровой съемкой. Автор наводит зум на заброшенные индустриальные конструкции, увеличивает до космических масштабов изображение лодки, ловит лучи солнца на ржавой поверхности старого фургона («Рассвет», 2021). Нет сомнений, что художник придерживается довольно скептического мнения о человеке и его влиянии на природу.
Гораздо более жизнеутверждающей и чувственной предстает сюита из восьми квадратных полотен Регины Рзаевой, окончившей Азербайджанский университет культуры и искусств по специальности «дизайн одежды». Ее серия работ «Фрагменты» рождена из самого способа восприятия – не линейного, а прерывистого, как если бы реальность складывалась не в цельную ткань, а в разрозненные куски света, теней, звуков и настроений.
Выставка продлится до 31 октября.