Персональная выставка Фахрии Мамедовой открылась в Баку

В галерее YAY открылась персональная выставка художницы Фахрии Мамедовой Dua*s. Фотослайды, вплавленные в прозрачные кубы, – так мог бы выглядеть архив фотографа, брошенный в ледяную реку. Каждый слайд – как кусок льда, внутри которого заморожен летучий мираж: воспоминание о городе, чужой стране, вечере, который давно прошел.

Мамедова известна любителям искусства с начала нулевых, когда она стала активно участвовать в выставках азербайджанского искусства. По образованию Фахрия реставратор и художник-керамист, и внимание к деталям и фактурам для нее стало привычкой задолго до того, как она начала экспериментировать в жанре фотоинсталляций. С самого начала она мыслила не отдельными работами, а сериями и циклами, и Dua*s – вероятно, ее самый масштабный и долгоиграющий и одновременно камерный и интимный проект: фотографии для него собирались в течение десяти лет. Это случайные наблюдения, которые сложились в единый визуальный нарратив: не сразу замечаешь, что фотографии вообще-то сняты не просто в разное время, но еще и в разных странах. Бытовые зарисовки из азербайджанских селений смешиваются

с кадрами из Майами, а многие снимки можно сделать где угодно: где стоит эта беременная купальщица – на Абшероне, в Нормандии? Девушка с кислотным плюшевым зайцем, вглядывающаяся в зеркало, может оказаться в любой точке на пространстве бывшего СССР, и даже про чан с нефтью не угадаешь – да и нефть ли это?

В детстве все играли в «секретики», и именно такой игрой выглядит выставка. В прозрачные кубики надо вглядываться, как вглядываются дети в стекло, спрятанное под снегом и льдом, в надежде разглядеть за ним что-то волшебное. Кажется, что в меланхоличном портрете грустного мальчика, сидящего спиной к зрителям на потрепанном пластиковом кресле, тоже кроется волшебство – оттого ли, что мы присматриваемся к нему, пытаясь угадать, почему именно его выбрала художница, оттого ли, что мальчик этот наверняка давно вырос. Время утекает сквозь пальцы, как песок, его нельзя остановить. Но его можно воспеть, еще раз полюбоваться – выставка и об этом тоже.

separator-icon
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»