Что будет, если психоаналитики возьмутся за анализ классических опер? Как традиционная связка «любовь–смерть» отражается в зеркале соцсетей? Может ли современный горожанин узнать себя в героях Вагнера? В бакинском Капельхаусе открылась необычная персональная выставка португальского художника Васко Араужо «Любовь и смерть».
Ее центральная часть – громадная видеоработа «Liebestod. Любовь и смерть», посвященная романтической любви, страсти и невозможности счастья двух влюбленных. В ней сталкиваются сюжеты двух классических опер – «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера и «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибейли. Сходство их сюжетов очевидно: несчастная и невинная любовь, аллегорическое обозначение ночи в качестве убежища от несчастий дня и кульминация освобождения в форме смерти. Но Араужо идет дальше и привлекает азербайджанских и немецких психоаналитиков – именно они под музыку Вагнера и Гаджибейли рассуждают на экране о том, как изменялась концепция несчастной любви.
Обращение художника к опере неслучайно – Араужо еще и вполне профессиональный оперный певец (в списке его профессий есть и художник по декорациям). Взгляд его на любовь и горе вполне романтический – он видит между этими чувствами много общего. Они неожиданны и неконтролируемы, они выталкивают нас из пресловутой зоны комфорта. Когда любовь или горе свежи и мучительны, их трудно утешить или спрятать. Горе, которое возникает из-за невозможности быть рядом с любимым, столь же серьезное и горькое чувство, что и скорбь по умершему близкому человеку.
Сдержанные комментарии психоаналитиков оказываются необходимой антитезой чувственным ремаркам художника: они рассуждают о том, как изменился сам тип коммуникации со времен Вагнера, и о том, что сегодня такого рода сюжеты разворачиваются не на оперных сценах, а в соцсетях, причем возраст участников роли не играет, сетевые романы – дело вовсе не только молодое. «Современная героиня, – замечает одна из участниц проекта, – точно так же влюбляется в образ, просто сегодня это будет фейсбучная страница, юзерпик, фотография в инстаграме. Один Меджнун может влюбиться сразу в нескольких Лейли, ведь интернет дает так много возможностей! Но любопытно представить, что произойдет с романтической влюбленностью, если Лейли обнаружит, что все ее письма удалены, а месседжи не доходят. Сегодня можно испытать чудовищные, абсолютно романтические, оперные страдания, узнав, что герой твоего сердца заблокировал тебя в фейсбуке*».
Этот способ смотреть на оперу вполне любопытный, хотя, конечно, может далеко завести. Отсюда буквально шаг до признания поведения родителей Лейли обесценивающим, самого Меджнуна – абьюзером, а их отношения с Лейли – в высшей степени токсичными. Поиск Тристана среди популярных блогеров способен запутать даже самого доброжелательного психолога, а анализ вагнеровских героев с позиций гендерной критики может надолго подпортить настроение любителя оперы. Впрочем, Васко Араужо уравновешивает вечер психоанализа собственными задумчивыми фотографиями храмов, кладбищ, замков и лесов, которые явно имели бы успех в инстаграме. Некоторые из фотографий сделаны в оперных залах Баку и Германии, в Ичери шехер, а также на старинном кладбище Едди Гюмбез (Yeddi Gümbəz) рядом с Шемахой. Бродя в полутьме Капельхауса и разглядывая эти фотографии, прикнопленные к совершенно школьного вида доскам, можно задуматься о том, в какой роли видит себя сам художник – романтического баритона, язвительного критика или совершенно бесстрастного осветителя.
* Социальная сеть запрещенная на территории Российской Федерации