Работы Чингиза Бабаева выставлены в Вене

Традиционный жанр ковроткачества превращается в инструмент современного художника в работах Чингиза Бабаева, выставленных в Культурном центре Азербайджана в Вене.

Азербайджанский культурный центр в столице Австрии открылся в 2012 году и с тех пор представил европейским зрителям многих ведущих художников, музыкантов и писателей республики. Концерты, чтения, выставки, курсы азербайджанского языка привлекают не только членов диаспоры, но и многих коренных австрийцев, интересующихся культурой Кавказа. Нынешняя выставка Чингиза Бабаева с, казалось бы, не обещающим откровений названием «Искусство ковроткачества» на поверку оказалась мощным и современным авторским высказыванием.

«Танец»

Чингиз Бабаев, чаще подписывающийся просто «Чингиз», многогранный автор. Художник, скульптор, ювелир, дизайнер, поэт, философ – всё это ипостаси одного человека. Окончив в 1980-х отделение скульптуры бакинской Академии художеств, он быстро вышел за пределы работы в мастерской: ленд-арт и инсталляция, фотография и рисунок одинаково послушны ему. Несмотря на такой разброс жанров, все работы Чингиза объединяют две общие черты. Во-первых, какую бы технику он ни выбирал для нового проекта, она всегда лишь средство, способ выразить идею, мысль, концепцию, родившуюся в мозгу художника. Первична идея, а техника лишь инструмент – так считает Бабаев, и поэтому его искусство нередко называют концептуальным.

Во-вторых, он всегда обращается к почве, к конкретному месту, его истории и тем смыслам, что передаются из глубины веков новым поколениям. Он может фотографировать руины городских окраин или каркасы новостроек, «дополнять» раскрашенными плитками улицы финских и американских городов или составлять из облаков географические карты – но каждый раз он рассказывает истории о городе, стране или даже целой планете с ее прошлым и настоящим, и каждый раз он старается подобрать для своего рассказа самый выразительный материал. А когда речь идет об Азербайджане, вряд ли найдется что-то выразительнее ковра.

«Пауки»

На выставке в Вене Чингиз представил именно ковры. Это один из его любимых жанров, ковры Бабаева входят в коллекцию Музея ковра в Баку. Переход от традиции к современности в них почти неуловим, тем не менее это абсолютно актуальные, очень авторские вещи. Их невозможно отнести ни к одной из школ национального ковроткачества. Скорее традиционный ковер – это матрица, основа, отталкиваясь от которой художник формулирует вневременное высказывание. Цветовая гамма близка к традиционной, лишь усилена, и краски начинают пламенеть, гореть огнем, бить непосредственно по эмоциям. Геометрический орнамент тоже кажется знакомым, но «обострен»: он более угловат, линии более жесткие, так что современному зрителю приходят на ум узоры микросхем – матрицы современного электронного мира. Иногда взгляд выделяет в них формы, напоминающие живых, но не гуманоидных существ с руками-граблями; иногда их симметрия словно пришла из калейдоскопа; и сплошь и рядом сквозь них проступают параллели с наскальными росписями – нестареющим истоком творчества, полным восхищения перед красотой и сложностью мира.

separator-icon
«Дверь»
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»