Работы художницы Неды Зарфсаз в галерее ARTIM

В галерее ARTIM состоялась выставка иранской художницы, резидента организации YARAT Неды Зарфcаз.

Художники все чаще обращаются к теме ландшафта – это актуальный тренд. Прежде человек осваивал новые территории, упорно искал неизведанные земли и оставлял на них отпечаток своей неугомонной деятельности. Теперь он думает о том, как с этими территориями поступить дальше. Мир изменился: в эпоху высоких технологий промышленникам уже не требуется много пространства. А перед художниками и архитекторами встает вопрос, как переустроить уже освоенный ландшафт, чтобы сделать его пригодным для жизни. Выставки современного искусства все чаще напоминают территорию ремонтных работ: чтобы очеловечить урбанизированный мир, приходится засучить рукава.

Выпускница Гетеборгской академии художеств иранка Неда Зарфсаз провела в Азербайджане несколько месяцев, приехав в резиденцию организации YARAT. Итогом этого пребывания стал выставочный проект «Вид со склона». Шесть работ, инсталлированных в пространство ARTIM, преобразили стены галереи до неузнаваемости.

Житие в полномочии. 2016

Неда, хотя работает с видео и фотографией, вовсе не безобидный наблюдатель. Изучая окружающие Баку ландшафты, художница, подобно мануальному терапевту, нащупывала его болевые точки. Безмятежная голубизна Каспия, ощетинившаяся нефтяными вышками; желтизна Абшерона и зелень Гобустана, размежеванные строительными лесами; песчаные городские пустоши, которым не хватает неба, – понятные метафоры обрели в выставочном пространстве материальные очертания.

Маршрут человека, отправляющегося в путешествие, Зарфсаз сравнивает с петлей: мы ходим по кругу и возвращаемся к самим себе. Художница тянет вдоль стен нити и электрические провода: современный странник боится одиночества, он предпочитает быть подключенным к внешнему источнику и связанным с множеством себе подобных социальными сетями.

Голубая комната, полосатая комната, сиреневая комната – мир, затянутый промышленными сетками, сквозь дыры в которых лишь изредка блеснет лазурь неба и синева моря. Впрочем, в этом урбанистическом ландшафте есть своя поэзия. Работы иранской художницы тоньше критических лозунгов экологов: она не призывает вернуть природе ее первозданный облик (это утопия), но старается примирить человека с окружающим пейзажем и заново освоить его.

separator-icon
Вечная душа, временное тело. 2016

Биографическая справка

  • Неда Зарфсаз родилась в 1981 году в иранском городе Урмия. Окончила художественную академию Валанд при Гетеборгском университете. В 2013 году выиграла грант Фонда MOP (Magic of Persia) на резидентскую программу в лондонской галерее Gasworks. Ее инсталляция «Большие камни без маленьких» участвовала в ярмарке искусств в Абу-Даби, а проект «Хорошие новости из Ирана» экспонировался в мюнхенской галерее Endjavi-Barbe Art Projects.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»