В павильоне «Азербайджан» на ВДНХ можно увидеть десять портретов из гипса и дерева. Выставка называется «Станковая скульптура Азербайджана 1940–1950-х годов».
О том, как и когда эти работы оказались в Москве, на вернисаже рассказал Александр Седов, директор Музея Востока, где экспонаты нового проекта можно было увидеть минувшей осенью: «В советские времена союзные республики устраивали выставки в центре Москвы, показывали свои достижения. Многие экспонаты оставались в фондах московских музеев. Таким образом у нас собралась коллекция очень знаковых работ известных азербайджанских скульпторов. Большая их часть пережила десятилетия, и сейчас мы видим, что это было настоящее искусство».
Коллекция скульптурных портретов, обнаруженная в фондах Музея Востока, была отреставрирована благодаря финансовой поддержке Фонда Гейдара Алиева. Тонкости и детали проведенной Музеем Востока кропотливой работы, внимательный читатель «Баку» мог узнать из статьи в № 92. Особенно ценно, что после выставки вещи не были отправлены обратно в тишь музейных запасников. Сегодня работы азербайджанских скульпторов показывают под сводами павильона, построенного в 1939 году и недавно так же пережившего комплексную реставрацию.
Монументальные работы в нынешней экспозиции отсутствуют, она камерная, однако достаточная для демонстрации и осмысления того художественного уровня и качества, которого в середине XX века достигла скульптура в Азербайджане. Мастера, в чьей генетической памяти заложена национальная традиция резьбы по камню, в советское время сформировали собственный пластический язык и создали первоклассные образцы. Особенно преуспели они в жанре портрета.
Можно, конечно, говорить, что представленные работы выполняли государственный заказ, жонглировать термином «социалистический реализм», вспоминать об идейном воспитании советского человека и изображении действительности в ее революционном развитии. Но рассматривая эти произведения, хочется скорее вспомнить слова Огюста Родена, в свое время заметившего: «Бюст и портрет требуют наибольшей проницательности. Часто думают, что художнику важнее техническая сноровка, чем ум. Посмотрите на хороший бюст, и вы поймете, какое это заблуждение. Хороший бюст равносилен целой биографии».
Эти слова в полной мере относятся к произведениям пяти азербайджанских портретистов, представленных на ВДНХ. Каждый из них, безусловно, биограф своих героев.
Джалал Каръягды (1914–2001) почти год учился мастерству у Родена. На выставке представлена его послевоенная работа – гипсовый, тонированный под бронзу бюст снайпера и радистки Гиды Ганиевой. Фуад Абдурахманов (1915–1971) известен как скульптор-монументалист, автор множества памятников. Его «Чабан» занял центральное место в нынешней экспозиции. Это единственная здесь ростовая статуя.
В экспозиции на ВДНХ можно увидеть также три бюста авторства Пинхоса Сабсая (1893–1980) – скульптора, работавшего с мрамором и гипсом и вырастившего целую плеяду собственных учеников; четыре гипсовых портрета Гусейна Ахмедова (1915–1955), выпускника Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина; и бюст поэта и мыслителя XVI столетия Физули – уникальную работу по дереву, принадлежащую народному художнику Азербайджана скульптору Эльджану Шамилову.
Выставка «Станковая скульптура Азербайджана 1940–1950-х годов» продлится до 18 января 2024 года.