Павильон Азербайджана на ВДНХ открылся вновь
Фото: Дмитрий Терновой

Павильон «Азербайджан», отметивший в 2019 году 80-летие, признан объектом культурного наследия федерального значения – эксперты называют его типичным образцом сталинской эклектики. Как многие исторические постройки ВДНХ, в течение многих лет он нуждался в серьезном восстановлении. Работы начались два года назад при активном участии Фонда Гейдара Алиева, и вот реконструкция завершена.

В церемонии открытия возрожденного павильона приняли участие находившаяся в России с официальным визитом Первый вице-президент Азербайджанской Республики Мехрибан Алиева, вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева и председатель Совета федерации Валентина Матвиенко. Их встречал директор ВДНХ Сергей Шогуров.

Мехрибан Алиева, Валентина Матвиенко и заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина перерезали символическую красную ленту, после чего Первая леди Азербайджана обратилась к собравшимся с коротким рассказом об истории павильона и его восстановлении. «ВДНХ сегодня – это уникальный выставочный город, который входит в число 50 самых крупных выставочных центров мира, – подчеркнула Мехрибан ханым. – Ежегодно ВДНХ посещает около 30 миллионов гостей. Я, конечно же, сегодня испытываю чувство гордости, что в этом архитектурном историческом центре Москвы открывается после реставрации национальный азербайджанский павильон. Он открывает свои двери для всех гостей». Мехрибан ханым выразила благодарность российскому президенту Владимиру Путину, а также правительству Москвы и лично ее мэру Сергею Собянину за предоставленную Азербайджану возможность участвовать в реставрации памятника истории и архитектуры.

Отдельно Первая леди упомянула о роли Фонда Гейдара Алиева в восстановлении здания: «Реставрационные работы в павильоне велись при поддержке Азербайджанского государства и под руководством Фонда Гейдара Алиева. Была поставлена цель вернуть первоначальный архитектурно-этнический облик этого здания. Велась очень кропотливая работа, были приглашены лучшие специалисты из Азербайджана и России, архитекторы, художники, реставраторы, историки культуры. И сегодня мы видим результат. Мы видим абсолютно восстановленную аутентичность этого здания. Безусловно, такой превосходный результат – это итог командной работы».

«Открытие павильона – символ дружбы между нашими странами», – отметила Валентина Матвиенко, и все присутствующие сошлись на том, что завершенный проект еще больше укрепит эту дружбу.

История павильона «Азербайджан» повторяет историю ВДНХ: они одновременно строились и перестраивались, меняли названия и концепции, ветшали и возрождались, а теперь вместе вновь обрели исторический облик. Павильон № 14 «Азербайджанская ССР» был возведен по проекту известных азербайджанских архитекторов Садыха Дадашева и Микаила Усейнова к I Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, открывшейся 1 августа 1939 года; оба автора получили за эту работу Сталинскую премию. В 1954 году здание было реконструировано в ходе масштабного переустройства всего комплекса, сильно пострадавшего во время Великой Отечественной войны. В 1960-х годах павильоны союзных республик упразднили, на украшенном традиционными азербайджанскими орнаментами здании появилась вывеска «Вычислительная техника», а пестрые национальные узоры скрылись за фальшфасадом из стекла и металла. С начала 1990-х годов здание занимали многочисленные магазины и музей восковых фигур – такова была тогда судьба многих исторических построек на ВДНХ (в то время – ВВЦ). Наконец в 2017 году правительство Москвы передало павильон Азербайджану, который и поручил Фонду Гейдара Алиева провести реставрацию.

Справа налево: Первый вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева, посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглу, председатель Совета федерации Валентина Матвиенко, исполнительный директор Фонда Гейдара Алиева Анар Алакбаров. Фото: Azertag

За реставрацию павильона «Азербайджан» мэрия Москвы наградила Фонд Гейдара Алиева специальной премией конкурса «Московская реставрация-2019». Мэр Сергей Собянин вручил награду советнику исполнительного директора фонда Азеру Байрамову.

«Когда реставраторы приложили усилия, павильон действительно стал уникальным памятником, новым открытием на ВДНХ, – отметил московский градоначальник. – И я благодарю правительство Азербайджана, что оно по поручению президента очень активно, дружно взялось за дело и преподнесло такой подарок городу. Спасибо!»

После оценки повреждений, полученных павильоном за годы простоя, ему решили вернуть облик 1954 года. Однако если под поздними слоями штукатурки обнаруживался декоративный элемент или фрагмент облицовки 1939 года, воспроизводили именно его. Там, где историческая отделка уцелела, ее отреставрировали, а там, где была утрачена, воссоздали по архивным чертежам, эскизам и фотографиям. Специалист Фонда Гейдара Алиева Ульвия Казымова отметила, что Россия и Азербайджан с самого начала ставили приоритетом сохранение аутентичности этого памятника культурного наследия: «С одной стороны, наш павильон один из немногих, оставшихся с первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, а с другой – это очень красивая работа, такая работа, которую стоит восстановить». В итоге были полностью воспроизведены мраморные полы, колонны, стены и узоры на потолке, библиотека и оранжерея. Некоторые находки оказались для специалистов сюрпризом: например, в ходе реставрации металлических конструкций обнаружился зарытый в землю фонтан, который благополучно восстановили.

Команда специалистов воссоздала все элементы входной группы: парадный дверной блок, чаши двух парных фонтанов и исторические скульптуры «Чабан» и «Азербайджанка». Созданную в 1950 году фигуру пастуха советские искусствоведы назвали «ярким волнующим произведением», а ее автор скульптор Фуад Абдурахманов получил Сталинскую премию. Однако после перепрофилирования павильона под показ вычислительной техники обе статуи были демонтированы и утеряны. К счастью, в фондах Азербайджанского национального музея искусств сохранились авторские слепки – по ним-то и изготовили копии, ныне украшающие главный вход.

Над огромными дверями высится сталактитовый свод, напоминающий вход в усыпальницу правителей в дворцовом комплексе Ширваншахов в Баку. В сотах свода вьются виноградные лозы, выше – цветная майолика, по бокам – резной позолоченный узор из гранатов, колосьев, виноградных гроздьев и листьев. Стены боковых фасадов выполнены с применением традиционной национальной техники шебеке: по сути, это широкие витражи, собранные без клея и гвоздей из мелких деревянных деталей и разноцветных стеклышек. Потолок вестибюля расписан цветками хлопка, а по карнизу, отделяющему входную зону от центрального зала, протянулся ряд красных пятиконечных звезд, отсылающих к советскому прошлому двух государств.

Историческая часть экспозиции павильона. Фото: Azertag
Коллекция музыкальных инструментов. Фото: Azertag
Торговый зал. Фото: Azertag

Семь внутренних залов и расположенная в них экспозиция выстроены с приоритетом простоты форм и логичности. Раньше в первом зале посетителей встречали стенды с общей информацией о республике. Теперь об Азербайджане рассказывают интерактивные терминалы, прикоснувшись к которым можно посмотреть короткие видео об истории и создателях павильона и узнать о важнейших достопримечательностях страны огней. В двух залах выставлены старинные предметы декоративно-прикладного искусства: женский ремень с драгоценными камнями, глиняный сосуд для хранения мяса IX века, медная посуда лагичских мастеров… На ручном станке закреплен наполовину сотканный ковер с эскизом будущего рисунка; рядом с моделями шебеке выложены инструменты для их изготовления. Образцы национальных костюмов дополнены набивным шелковым платком кялагаи, шапочкой арахчын с золотым шитьем, кошельком, наусником и другими искусно сделанными мелочами.

Центральный зал павильона изначально был посвящен хлопководству – главной сельскохозяйственной специализации социалистического Азербайджана. В 1954 году добавилась экспозиция, раскрывающая успехи в производстве шелка, виноделии, рыболовстве, чайной промышленности. Республика везла на ВДНХ великолепные айву и дыни, арахис и фундук, томаты и лимоны, рахат-лукум и шафран (последний в СССР выращивали только в Азербайджане). Теперь в этом зале можно увидеть фотографии выдающихся азербайджанцев, вошедших в историю двух стран: это и космонавт Муса Манаров, и виолончелист Мстислав Ростропович, и физик Лев Ландау, и балерина Гамар Алмасзаде. Здесь же – памятная экспозиция, посвященная участию республики в Великой Отечественной войне: зачетная книжка партизана и разведчика Мехти Гусейнзаде, шлемофон летчика-истребителя Адиля Гулиева, нотная запись 1943 года «Победа будет за нами!» композитора Узеира Гаджибейли, предоставленные Национальным музеем истории Азербайджана.

Попав в выставочную зону павильона, обязательно нужно посмотреть под ноги: мраморный пол в этой комнате сохранился с 1939 года. Сегодня здесь представлены произведения звезд коллекции Национального музея искусств Азербайджана: художников Таира Салахова, Микаила Абдуллаева, Расима Бабаева, Саттара Бахлулзаде, скульптора Омара Эльдарова. Экспозиция будет постоянно меняться, для этого павильон оборудован мобильными стендами.

Из выставочного зала можно пройти в оранжерею. Еще в 1939 году за зданием разбили сад, в котором высадили эндемичные растения Азербайджана, но первой же московской зимой они погибли. Возникла идея накрыть сад стеклянным куполом, что и было сделано в ходе реконструкции 1954 года. В оранжерее росли ореховые и фруктовые деревья, шелковая акация и чайные кусты, в восьмигранном аквариуме плавали осетры. Сейчас сюда хорошо прийти всей семьей, чтобы отдохнуть и выпить чаю со сладостями. В правой части здания есть библиотека с небольшим уютным читальным залом.

Торговый зал – единственное место, где устроители экспозиции отошли от минимализма и оформили пространство по пышным канонам советской эпохи. На Выставке достижений народного хозяйства воображение посетителей полагалось поражать, и стенды павильона ломились от спелых фруктов и овощей. Сейчас ассортимент даже расширился: в экспозиции красуются гранаты, орехи, сухофрукты, чай, специи, варенья и маринады, соусы и вино от самых достойных национальных производителей. Азербайджан, как и прежде, везет на ВДНХ свои лучшие экспонаты. А вот полусушеная хурма – недавнее изобретение. Ее хранят в морозилке при температуре –18 °C, а после размораживания едят как десерт: плоды мягкие, сладкие и, разумеется, не вяжут во рту.

В павильоне уютно, звучит приглушенная музыка. На вопрос, как точнее всего описать атмосферу, создавшуюся здесь после реставрации, историк Сабухи Ахмедов на несколько секунд задумался и ответил: «Теплота. Неважно, что на улице хмурая, ненастная погода или морозная зима: можно прийти сюда и почувствовать себя на берегу Каспийского моря».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»