Станковая скульптура из Музея Востока: возвращенная к жизни

В Государственном музее Востока в Москве при поддержке Фонда Гейдара Алиева состоялась выставка «Вспоминая социалистический реализм. Станковая скульптура Азербайджана 1940–1950-х годов». Экспозиция предлагает поразмыслить над тем, какое место в нашей сегодняшней жизни занимает недавнее, но уже ставшее историческим прошлое. 

Началось с того, что в запасниках музея обнаружилось несколько гипсовых бюстов, еще один мраморный и один деревянный, а также большая статуя из гипса. Вот что говорит заместитель заведующего отделом научной реставрации Государственного музея Востока Ольга Мягкова: «Когда мы получили новые помещения для хранения фондов и начали перевозить туда предметы искусства из здания, где они в сложных условиях находились прежде, работы азербайджанских скульпторов привлекли наше особое внимание». Произведения, о которых речь, представляли собой первоклассные образцы советской пластики конца 1940-х – 1950-х годов, переданные в музей с различных выставок тех лет. Авторами работ были азербайджанские скульпторы, творчество которых представляет главное течение в советском искусстве – социалистический реализм: Эльджан Шамилов, Фуад Абдурахманов, Гусейн Ахмедов, Джалал Каръягды и Пинхос Сабсай.

Извлеченные на свет сокровища заместитель генерального директора музея Илья Зайцев, курирующий всю выставочную работу, задумал показать широкой публике. Так родилась идея выставки, подобной которой в музее раньше не проводили. Но вещи были повреждены в предыдущие годы, и, прежде чем явить миру, их предстояло привести в первоначальный вид. Помощь оказал Фонд Гейдара Алиева, представители которого заинтересовались экспонатами, и музейные реставраторы в сжатые сроки проделали серьезную работу. Ольга Мягкова рассказывает о том, как им удалось «реанимировать» скульптуру, с тем сдержанным вдохновением, с которым говорят о спасенном человеке. «Масштаб бедствия был значительный, – вспоминает она, – потому что все работы хранились под лестницами, в каких-то углах, десятилетиями не востребованные: ушла эпоха, а вместе с ней – интерес ко многим произведениям соцреализма. Нас это задело». За годы, проведенные «в неволе», бюсты и статуя загрязнились и, выполненные в большинстве своем из гипса, материала хрупкого, в результате перестановок и переносов покрылись сколами, трещинами, царапинами, и тонировка во множестве мест была утрачена. Самая большая и тяжелая из работ – фигура чабана в полный рост – изначально состояла из двух частей, края которых были отбиты по периметру, отлетели и другие фрагменты. Реставраторы везде сняли загрязнявший скульптуру слой, восстановили утраченные элементы и тонировали поверхность. Больше всего пришлось потрудиться над «Чабаном»: его заново собрали, реконструировали утраченную часть посоха, а чтобы присоединить одну из деталей, положили набок, и «спасателю» пришлось выполнять работу лежа.

С творчеством художников, чьи работы представлены на выставке, в азербайджанской скульптуре появилось и стало развиваться важнейшее направление – соцреализм, переживающий сейчас второе рождение.

«Скульпторы изобразили своих современников и земляков - людей, жизнь которых хорошо знали, отсюда высокая простота образов»

Илья Зайцев, заместитель генерального директора Музея Востока
separator-icon

«Давайте речи долгие забудем, / Научимся выслушивать сердца», – писал классик советской азербайджанской литературы Самед Вургун в одном из стихотворений. Там сердце поэта обижается: мол, его хозяин воспевает устремления и победы советского человека, но забывает, благодаря кому рождается поэзия. Поэт отвечает, что понимает, где источник вдохновения: в сердце, конечно же. Через этот диалог высказываются, по сути, мысли о природе социалистического реализма, в духе которого писал и сам Вургун: может ли творчество, естественное, как биение сердца, служить, тем не менее, конкретным историческим задачам? В нашем случае – тем, которые поставило перед художниками изменение всей жизни общества, имевшее место в 1917-м... 

«Бесконечно большое задание»

Фуад Абдурахманов за работой над моделью скульптуры великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви. 1946. Фото: Национальное архивное управление Азербайджанской республики

Фуад Абдурахманов (1915–1971).Скульптор-монументалист. Окончил Бакинский государственный художественный техникум и Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде, где учился у известного скульптора Матвея Манизера. Внес большой вклад в развитие азербайджанской реалистической пластики. В своих работах продолжал традиции античной, ренессансной и классицистической скульптуры, примером могут служить памятники поэту Низами Гянджеви в Гяндже (1946) и Баку (1949), поэту и ученому Рудаки в Душанбе (1961), Абу Али ибн Сине в Бухаре (1975). Создавал образы людей, сильных духом, готовых отстаивать право на свободу и счастье. В монументе «Освобожденная» (1960), установленном в Баку, изобразил женщину, сбрасывающую чадру. «Она рвет свои путы… – объяснял Абдурахманов. – Еще миг, и она стремительно взлетит в солнечное небо». Народный художник Азербайджанской ССР, член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий СССР.

Нарком просвещения Анатолий Луначарский писал: «Пролетариат предъявил к художникам… требование выразить его идеи и чувства в картинах. Картина, являющаяся выражением и иллюстрацией такого явления, как революция, – это ведь бесконечно большое задание. Кто же может выполнить его? (…) Более вероятной являлась возможность возвращения на первый план старых реалистов». Под словом «старые» имелись в виду устоявшиеся приемы в отображении жизни, которые предстояло применить в новых условиях. Луначарский заложил основы социалистического реализма, и с начала 1930-х об этом течении заговорили как о самом важном для советского искусства.

На I Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году приняли Устав Союза писателей СССР и в нем назвали социалистический реализм «основным методом советской художественной литературы». Отныне от художников ждали «правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии», поставив эти задачи и перед изобразительным искусством. Главной темой мыслились социалистические преобразования, а языком для воплощения темы – тот, что считается наиболее понятным широким народным массам: реализм.

«Мы очистили скульптуры от загрязнения, склеили расколовшиеся части, восполнили утраченные кое-где фрагменты и придали им однородный с оригинальной поверхностью вид, имитируя авторскую манеру»

Ольга Мягкова, заместитель заведующего отделом научной реставрации Государственного музея Востока
Фуад Абдурахманов. Чабан. 1960.

Хлопкоробы, нефтяники и поэты

Открытие мира и человека – вот что побуждает художников определенного времени обращаться к реализму. Так было в эпоху Возрождения, так же – в «золотом веке» европейской живописи, в XVII столетии, или в России XIX века, особенно с появлением передвижников. А поскольку реалистическое искусство имеет дело с окружающей жизнью, то слово «социалистический» рядом с «реализмом» применительно к советскому периоду вполне естественно: к чему еще было обращаться художникам в качестве тем и мотивов, как не к свершавшимся преобразованиям?

Прежде всего в пространстве творчества утвердились новые герои – люди созидающие, занятые физическим или интеллектуальным трудом. Возникли подобные персонажи еще в живописи передвижников, но если кочегара или прачку художники прежнего времени изображали как угнетенных и молчаливо взывающих к освобождению (недаром тогдашний реализм называют «критический»), то у соцреалистов труженик завода, фабрики или нивы – «хозяин необъятной Родины своей».

Джалал Каръягды за работой над бюстом токаря завода им. Кирова комсомалки Кяглик Шукюр кызы. 1948. Фото: Национальное архивное управление Азербайджанской республики.

Джалал Каръягды (1914–2001).Скульптор-монументалист, один из тех, кто стоял у истоков азербайджанской школы скульптуры. Учился в Бакинском государственном художественном техникуме, затем в Тбилисской академии художеств в классе Якова Николадзе. В скульптурных образах развивал классические традиции. Таковы его памятники выдающимся людям, в том числе поэту и визирю Вагифу на фронтоне лоджии Музея азербайджанской литературы им. Низами Гянджеви (1940) и народному поэту Мирзе Сабиру в Баку (1958), памятники писателю, наркому иностранных дел Нариману Нариманову в Баку (1972) и героям Великой Отечественной войны, которую сам прошел. Автор 11-метровой статуи Ленина в комплексе зданий Дома правительства в Баку (1950). Народный художник Азербайджанской ССР.

Людей труда, сильных телом и духом, показывают представленные на выставке работы Пинхоса Сабсая «Нефтяник Гасанов» (1950-е) и «Портрет хлопкороба Кудрата Самедова» (1949). В них есть что-то от титанов, от персонажей Микеланджело с плафона Сикстинской капеллы, причем таковы в скульптуре соцреализма и женщины. В работах Гусейна Ахмедова «Портрет героя Басти Багировой» (1951) и «Портрет хлопкороба М. Мамедовой» (1950) героини изображены волевыми, способными на повседневный подвиг. А как еще воспринимать личность той же Багировой, соратницы упомянутого Кудрата Самедова, возглавившей колхоз и сделавшей его передовым, устанавливавшей рекорды по сбору хлопка и награжденной орденами и медалями?.. В первых рядах созидателей и люди умственного труда, на выставке мы также встречаемся с ними: это созданный Гусейном Ахмедовым «Портрет поэта Назыма Хикмета» (1951) и работа Пинхоса Сабсая «Портрет академика Есьмана» (1955). Вдохновенен и романтичен Назым Хикмет, погружен в свои размышления Есьман – их внутренняя жизнь показана как труд, труд души и ума.

Пинхос Сабсай за работой над горельефом «Нефтяники-бурильщики». До 1940 года. Фото: Национальное архивное управление Азербайджанской республики.

Пинхос Сабсай (1893–1980).Учился в Одесском художественном училище, на скульптурном отделении Санкт-Петербургской академии художеств (ученик известного скульптора Александра Матвеева), во ВХУТЕИНе. Работая в русле реалистической пластики, воплотил представления о новом, советском человеке. В числе его главных произведений – памятники Ленину в Краснодаре (1956) и Баку (1957), памятник Сергею Кирову в Баку (1939). Автор многофигурных барельефов «От физкультуры к труду и обороне» (1932) во Дворце физкультуры в столице Азербайджана и «Ударники бурения» (1937), барельефных композиций для Бакинского рабочего театра (1933). Педагог, долгие годы преподававший в бакинском Художественном училище им. А. Азимзаде, руководивший его скульптурным отделением и воспитавший целую плеяду талантливых скульпторов. Народный художник Азербайджанской ССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР.

Герои скульптурных произведений, подобные этим, сосредоточенны, отрешенны и нередко суровы, вне зависимости от того, хлопкороб перед нами или ученый, является делом его жизни добыча нефти или поэзия, поскольку в контексте соцреализма всякий труд воспринимается как борьба со стихией, хаосом. Идею становления нового человека через его стремление подняться над «косной материей» выразил еще Максим Горький на историческом съезде: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого – непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы…»

Пинхос Сабсай. Портрет хлопкороба Кудрата Самедова. 1949.

Являя нам труженика как победителя, возвышая его, делая образ монументальным, художники обращались к лучшим образцам прошлого. Включенные в экспозицию изображения нефтяников, хлопкоробов, ученого, поэта напоминают о древнеримских бюстах и портретной скульптуре классицизма, продолжавшей традиции античности и Ренессанса. Напоминают по лепке лица и плеч, повороту головы, даже по одеянию, которое может походить на античное, как в «Портрете хлопкороба М. Мамедовой», где на голове у женщины платок, напоминающий покрывало. Складки античных тог видятся в одежде, а черты древнеримских граждан или человека Возрождения – в облике других персонажей, настолько их пластическое и эмоциональное решение не бытовое. Приподнять героя над повседневностью – такова была задача скульпторов, которые творили как их предшественники: создавали образ человека, сочетающий конкретное и вневременное. 

Гусейн Ахмедов за работой над бюстом дважды Героя Социалистического Труда Шамамы Гасановой к предстоящей Всесоюзной выставке в Москве. 1950. Фото: Национальное архивное управление Азербайджанской республики.

Гусейн Ахмедов (1915–1955).Выпускник Бакинского художественного техникума, учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде. Запечатлел своих современников в портретах. Одна из самых заметных его работ – бюст турецкого поэта Назыма Хикмета. Этот гипсовый портрет был отправлен в Москву и попал в число произведений, отбираемых на Всесоюзную художественную выставку 1951 года. Гусейн Ахмедов рассказывал о самой скульптуре и работе над ней так: «Мысль воплотить в скульптурном произведении образ известного прогрессивного деятеля возникла у меня, когда узнал о присуждении Назыму Хикмету Международной премии мира. Используя старые снимки и рисунки, я старался представить себе, как выглядит Назым Хикмет, неустрашимый певец мира и свободы. Передо мной представал облик кристально чистого, смелого человека. Глубоки были мои удовлетворение и радость, когда при личной встрече я увидел Назыма Хикмета таким, каким представлял его себе».

«Выставленные произведения, вне зависимости от размера, наделены монументальностью, - говорит Илья Зайцев, - но в них нет помпезности, которую мы обычно подразумеваем, когда речь идет об искусстве соцреализма. Скульпторы изобразили своих современников и земляков - людей, жизнь которых хорошо знали, отсюда высокая простота образов». Запечатленные люди имеют индивидуальные черты, принадлежат своему времени, и в то же время сквозь облик каждого просвечивает вечность. Это особенно хорошо видно на примере единственной из выставленных работ деревянной скульптуры – исполненного Эльджаном Шамиловым «Физули» (1959). Импрессионистическая фактура напоминает волны текучего времени, не властного над поэтом и мыслителем XVI века, глубоко задумчивое лицо которого напоминает утес на берегу бурного моря. 

Гусейн Ахмедов. Портрет поэта Назыма Хикмета. 1951.

Два пастуха

Соединение земного и возвышенного, современного и не принадлежащего моменту – это и есть подлинный реализм, открывающий в простом сложное, в привычном необыкновенное. Реализм ведь не копирование видимого, а выражение сути. Отсюда постоянно возникающие отсылки к искусству прошлого. Яркий пример – сразу привлекающий внимание на выставке как самая большая работа, исполненный Фуадом Абдурахмановым «Чабан» (1960).

Реставраторы предполагают, что гипсовая и тонированная под камень теплого оттенка статуя могла послужить моделью для отливки бронзовой скульптуры, ныне находящейся в Третьяковской галерее. Другой гипсовый «Чабан» находится в Национальном музее искусств в Баку, еще один установлен перед отреставрированным павильоном «Азербайджан» на ВДНХ. Существование нескольких вариантов статуи вызвано, кроме всего прочего, тем, что она является знаковой для азербайджанского искусства эпохи соцреализма.

Эльджан Шамилов за работой над монументом боевой славы. 1976. Фото: Национальное архивное управление Азербайджанской республики.

Эльджан Шамилов (1931).Художественное образование получил в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде. Самая известная работа Шамилова – монумент воинам, сражавшимся во время Великой Отечественной войны в составе азербайджанских стрелковых дивизий. Мемориальный комплекс открыт в 1980 году на месте проходивших боев в Ростовской области, недалеко от поселка Самбек, и называется «Самбекские высоты».

Перед нами пастух – важная фигура в жизни южных народов. Достаточно вспомнить советскую кинокартину «Свинарка и пастух» (1941) – кстати, как рассказывает реставратор скульптуры, между собой они называли ее «Зельдин», по фамилии известного актера, сыгравшего в фильме. Поскольку Абдурахманов лепил некий архетип, внешность чабана он показал обобщенно, придав ему внутреннее величие. Скульптор явно ориентировался на другого, библейского, пастуха – «Давида», созданного Микеланджело в 1501–1504 годах, и на идею, воспринятую Возрождением от античности, о красоте внутренней, проявляющейся вовне.

Новая жизнь «прошлого»

Социалистический реализм выработал свой язык для главной со времен античности идеи культуры – идеи гуманизма. А поскольку человеку всегда важно видеть себя лучшего, соцреализм стал на 50 с лишним лет вектором советского искусства.

Однако почти всё, что мы сейчас понимаем и ценим в соцреализме, – результат именно нынешнего, отдаленного от него во времени восприятия. Да, настоящая жизнь «нашего героя» началась после того, как ушла вдаль, подобно тающему в дымке берегу, породившая его страна. Потеряла актуальность идеология, «речи долгие», о которых писал поэт, не стояли больше между произведением и человеком, и тут произошла метаморфоза.

Какое-то время после начала перемен, совершавшихся в 1990-х, описываемое искусство почти не интересовало широкую публику. Но оставшись «без присмотра» идеологии, оно начало жить своей жизнью. Вскоре оказалось, что даже в 1930–1950-е годы, когда соцреализм был наиболее близок к «партийному канону», он отличался многообразием проявлений. Обнаружилось, что живопись, скульптура, литература, поэзия, кино соцреализма намного шире, чем могли вместить хронологические и идеологические рамки.

В лучших работах соцреалистов, как во всяком подлинном искусстве, бьется то самое сердце из стихотворения, ведущее художника. «Скульптуры, которые вы видите на выставке, зацепили нас чисто по-человечески, – сказала заместитель заведующего отделом научной реставрации Музея Востока Ольга Мягкова. – Они нашли душевный отклик у каждого из нашей группы, занимавшейся восстановлением работ. Думаю, этому искусству суждена долгая жизнь».

Мы и вправду только начинаем по-настоящему открывать социалистический реализм, и потому он вовсе не прошлое, он – наше будущее.

Эльджан Шамилов. Физули. 1959.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»