Место, призванное стать центром фотоискусства страны, объединить профессионалов и любителей. Куратором нового культурного пространства стал фотограф Санан Алескеров.
Бакинский дом фотографии появился благодаря энтузиазму группы единомышленников во главе с известным азербайджанским фотографом, педагогом и журналистом Сананом Алескеровым. А воплотить их мечту помогла администрация историко-архитектурного заповедника «Ичери шехер», предоставив помещения в знаменитом Доме с цепями, что прямо напротив Парных крепостных ворот.
Раньше здесь было темно и сыро, как в колодце, а вместо кровли высилось небо. Теперь, после ремонта, сквозь стеклянную крышу льется естественный свет, заполняя глубокое пространство и современный сдержанный интерьер, в который впишется, кажется, любой проект.
Выставка-открытие – и это более чем логично – посвящена Старому городу. Она так и называется – «Ичери шехер». Состоящая из двух полноценных частей экспозиция заняла все три верхних зала Дома фотографии. Получилось путешествие на машине времени, вернее, грандиозный скачок из прошлого в настоящее.
С одной стороны – старинные фотоснимки города и крепости, в том числе из собрания коллекционера Бахруза Гусейнзаде. И на максимальном временном удалении, на визуальном контрапункте совсем другой мир – Ичери шехер дня нынешнего глазами Санана Алескерова. Вот черно-белые и в сепии, будто потухшие от времени карточки города, которого больше нет, – Баку конца XIX – начала XX века. Невысокие крыши и возвышающийся над ними купол Александро-Невского собора, давно снесенная церковь у подножия Девичьей башни, бульвар, по которому еще ходят конки, и конечно, первые панорамные снимки города, сделанные в 1861 году лейтенантом Александром Ульским. А поодаль цветные в белых рамках фотокартины: узкие улицы сегодняшнего Внутреннего города, широкие крепостные стены, извилистые проходы, «целующиеся» балконы, солнечные блики на блестящей брусчатке и часть Девичьей башни в лунном свете, из-за которой выглядывает высокий шпиль соседнего Дома Иса бека Гаджинского. Ценные каждая по отдельности, в целом эти фотографии складываются в большой роман, в котором место действия – Баку, а главный герой – Ичери шехер.
Санан Алескеров убежден, что продуманное фото не нуждается в длинных разъясняющих подписях, а удачный кадр – сам по себе история в деталях. Но с удовольствием рассказывает и о фотографии вообще, и о новом пространстве, и об экспозиции. В этом проекте знакомые улицы сняты на узкопленочную камеру, дающую неожиданный «киношный» эффект присутствия. «Я специально не включил в серию сердце Ичери шехер – Дворец Ширваншахов, потому что это совершенно отдельная история, – говорит Санан муаллим. – Долго мучился с Девичьей башней, но, кажется, нашел нетривиальный ракурс. Многие кадры совершенно случайны, и прелесть снимка полностью раскрылась уже при проявке пленки. Например, вот эту балку, которая попала на передний план и дала снимку еще одну архитектурную линию, я изначально и не заметил».
Санан Алескеров из тех профессионалов, для которых фотография не просто ремесло, а образ жизни. Его трудно встретить без камеры наперевес: Leica всегда при нем, он ловит красоту момента, ускользающую натуру. «Может быть, одна из причин, по которой я начал фотографировать, – это крепость, место, которое хотелось и до сих пор хочется запечатлеть. Я снимаю Ичери шехер уже лет 40, я здесь родился. У моего деда было два дома на улице, которая сейчас носит имя Муслима Магомаева. И даже когда мы переехали, меня тянуло сюда», – говорит Санан муаллим.
На счету Алескерова десятки международных выставок, государственные награды и признание коллег. Одним из своих достижений мастер считает богатую педагогическую деятельность и гордится своими учениками, среди которых ныне самые востребованные фотографы страны. Алескеров учился на журналиста, работал в информагентствах, публиковался в газетах и журналах еще в советское время. В конце 1980-х Санан муаллим возглавлял популярный фотоклуб «Хазар», в 1990-х был председателем худсовета в Объединении фотографов Азербайджана.
«Разговоры о том, что профессиональным фотографам и любителям нужно свое пространство для работы, выставок и мастер-классов, велись давно, – рассказывает Алескеров о создании Дома фотографии. – При этом никакой официальной организации, профессионального союза, как, например, у художников или композиторов, в советское время у фотографов не было. Собирались по мастерским и квартирам. В 1990-х, когда появилось Объединение фотографов Азербайджана, снова заговорили о некоем центре сосредоточения фотоискусства. Но только сейчас это стало возможным».
У такого молодого вида искусства, как фотография (в этом году она отмечает 180-летие), в Азербайджане богатейшая история. Изучая особенности развития закавказского фотоискусства, эксперты пришли к выводу, что первые снимки на этой земле, скорее всего, были сделаны в 1840-х годах. Из дошедших до наших дней самая ранняя фоторабота датирована 1861 годом и принадлежит уже упомянутому Александру Ульскому – она тоже представлена на первой в Бакинском доме фотографии выставке. Потом были «Баку. Вид города с севера» и другие работы члена-фотографа Парижской национальной академии Александра Мишона, трогательные детские портреты Азизбалы Гаджиева, работы бакинца Лаврентия Брегвадзе. Первый бакинский кружок любителей фотографии появился также благодаря Александру Мишону в 1891 году. Позже заработало множество клубов любителей фото: самыми популярными стали кружок при Доме пионеров им. Гагарина, функционировавший с 1930-х годов, и фотоклуб «Хазар», открывшийся в 1970-х. Что касается знаковых азербайджанских фотографов, список их довольно велик: Исак Рубенчик, Гусейн Гусейнзаде, Фарид Мамедов, Ильгар Джафаров, из молодых Рена Эффенди, Ева Абилова, Илькин Ягубов, Лейли Алакбарова, Эмиль Халилов, Лейла Гюлялиева…
История не только местной, но в первую очередь мировой фотографии – одна из дисциплин, которую Санан муаллим преподает своим ученикам. В новом Доме фотографии Алескеров хочет уделить особое внимание классическому фотоискусству, на котором вырос сам. «Здесь обязательно будет библиотека, – говорит он, – альбомы и биографии от Жозефа Нисефора Ньепса до Ральфа Гибсона. У нас не просто выставочная площадка для признанных и успешных, а центр, где молодые будут учиться у более опытных, а самые талантливые смогут показать свои работы публике. Молодым надо дать шанс, как когда-то дали шанс мне».
Куратор первого в Азербайджане Дома фотографии верит, что стать по-настоящему успешным фотографом, профессионалом и мастером может только тот, кто посвятит этому искусству всю жизнь и всегда будет «гнуть свою линию».