В Москве прошла персональная выставка Айдына Зейналова
Маленькая консервная банка. 2024

Проблеме загрязнения Мирового океана была посвящена персональная выставка скульптора Айдына Зейналова в московской галерее Ruаrts. Работы, сочетающие в себе академическое мастерство и современный язык, заставляли задуматься о глобальной экологической драме.

В прозрачных глубинах океана плывет полиэтиленовый пакет. Его догоняет одноразовая перчатка. Чайка пикирует к бирюзовой волне и ловко зацепляет клювом пластиковую бутылку. Глядя на подобные видео, ловишь себя на внезапной мысли: как же это красиво! И тут же приходит осознание амбивалентности происходящего на экране: оказывается, мусор, выброшенный в океан, может выглядеть подводным сокровищем, но красота эта смертельна.

Зеленый осьминог. 2024

Природа вынуждена адаптироваться, эволюционировать под натиском реальности. Рак-отшельник вместо панциря тащит на себе отходы человеческого быта: мятую консервную банку, тюбик из-под клея, элемент конструктора Lego. Морские коньки цепляются хвостами не за кораллы, а за проплывающие мимо одноразовые маски, которые уносят их навстречу гибели. Сюрреалистическим двухголовым мутантом кажется осьминог, сросшийся с детским плавательным кругом – симпатичным надувным единорогом.

В своем проекте «Грезы океана» Айдын Зейналов смотрит на проблему загрязнения глазами беспристрастного наблюдателя. Он работает со своей любимой бронзой – материалом пластичным, податливым, сохраняющим на поверхности отпечатки пальцев мастера. Тема водной стихии давно интересует скульптора. С ней была связана его предыдущая выставка в галерее Ruarts – Swim and Dream. Зейналов показывал бронзовых пловцов и купальщиц, ласты и купальники, складки тканей, пропитанных влагой и напоминающих драпировки одежд античных изваяний.

К драпировкам и складкам Айдын вернулся и в «Грезах океана», только теперь это складки пластиковых пакетов, качающихся в волнах. Созданные из золотистой бронзы, в полумраке выставочного зала они будто парят в невесомости. Еще один пакет запутался в затонувшей сотни лет назад голове статуи Аполлона.

В черном песке среди ракушек поблескивает и мерцает будто кем-то рассыпанный клад. На поверку он оказывается привычными вещами, придуманными для бытового комфорта: коктейльные трубочки, детские пустышки, ушные палочки, пластиковые стаканы, отлитые из бронзы. Этой композицией из серии «Человек разумный» скульптор напоминает о том, что все созданное во благо и порой ценимое на вес золота в конце концов превращается в мусор, несущий смерть.

Морской конек и три маски (фрагмент). 2024

Интерес к проблемам экологии возник у Айдына Зейналова благодаря фанатичному увлечению аквариумистикой. У него дома одна из самых больших в Москве частных коллекций рифовых рыб, беспозвоночных, актиний и кораллов в аквариуме, наполненном восемью тоннами морской воды. Скульптор восхищается удивительными формами и окраской морских жителей, изучает специфику их обитания – и конечно, в процессе узнал многое о загрязнении рифов нефтью, о китах с порванными плавниками и запутавшихся в сетях черепахах, о целых островах мусора, плавающих в океане, и о рыбах, принимающих этот мусор за еду.

«С одной стороны, мы должны ответственно относиться к океану, но с другой – он сам решает, каким быть, определяет границы приемлемого. Мусорные острова, возможно, очень скоро станут территориями для жизни», – говорит куратор проекта Катрин Борисов.

Дни работы выставки совпали с проходившей в Баку 29-й сессией Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29). На вернисаже Айдын Зейналов упомянул об этом событии: «Азербайджан, обладающий колоссальными природными ресурсами, во всеуслышание говорит об экологических проблемах и занимает правильную позицию в мировом сообществе. И то, что COP29 проходит в Баку, показатель правильного курса руководства страны».

separator-icon
Чайка + соска. 2024
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»