Почти любой город живет как бы две жизни: одну наяву – преходящую, будничную, а вторую, которая потом останется в веках, – в литературе, кино, живописи и летописях городских фотографов. Фотографии Эльвина Гаджизаде удивительным образом соединяют то и другое. В каждом его кадре – живой, легкий, дышащий полной грудью Баку, в который хочется вглядываться и о многом размышлять.
В семье Эльвина не было фотографов, хотя он рос в творческой среде – родители увлекались музыкой. Призвание юноши определила его любовь к фотографии и долгим пешим прогулкам. «Я всегда любил все, что связано с картинкой. Например, кино – мне кажется, в нем та же эстетика, что и в фото. Сначала я просто бродил по Баку и фотографировал все, что нравится, на телефон; со временем глубже погрузился в это занятие и приобрел мой первый профессиональный Canon». Сегодня, куда бы Эльвин ни собирался, всегда берет с собой камеру.
Как многие начинающие фотографы, первое время он много снимал морские пейзажи: непредсказуемый Каспий всегда вдохновляет. И конечно, постоянно фотографировал Старый город, неизменно популярный у художников любых жанров, но не утративший от этого обаяния. «Ичери шехер действительно уникальное место, творческая бездна, в которой можно утонуть», – говорит Эльвин. Любовь к городу и долгим прогулкам по улицам определила любимый жанр Гаджизаде – им стала стрит-фотография.
«Мой любимый персонаж для съемки не собственно человек, а энергия, которая исходит от него, так же как от города, природы, вообще от любого объекта, который может попасть в кадр. Еще мне важны настроение и спонтанность – последнюю я могу «ухватить за хвост» лишь в уличной фотографии».
Баку и его жители, по словам Эльвина, наделены какой-то особой пульсирующей южной энергетикой. Сложно удержаться и не начать фотографировать, пытаясь передать эту неуловимую бакинскую атмосферу с запахом песка, моря, гранатов и крепкого кофе из лавочки неподалеку.
Залогом успеха для творческого человека Эльвин считает умение в нужной степени оставаться недовольным собой: только при этом условии возможны постоянный рост, тяга к самообразованию и неугасающее любопытство. «Начинать можно практически с нуля, имея лишь телефон. Фотоаппарат – это просто механизм, который помогает воплотить идеи. Конечно, дорогие камеры необходимы в той же коммерческой фотографии, но первичны талант и умение видеть красивое».
Шумная торговая площадь – излюбленное место туристов и молодежи. Мое внимание привлекла женщина, неспешно изучавшая карту Баку в лучах теплого бакинского солнца. Она была так увлечена, что не заметила меня.Туристы с их неподдельным любопытством к городу заставляют меня еще больше любить Баку. Всегда восхищаюсь ими, тем более в такие непростые для путешествий времена.
Крепостные ворота Гоша Гала и двое влюбленных, гулявших рядом. Идеальное место для свидания: можно и признаться в любви, и полюбоваться морем, и покормить местных крепостных кошек.
Я всегда стараюсь поймать необычные кадры, которые складываются случайно и существуют, возможно, лишь мгновение. Мне понравилась эта поза врача, стоявшего под барельефом, - положения рук человека и памятника как бы перекликаются. К счастью я успел достать камеру и не упустить тот самый миг.
Здесь мое внимание привлек контраст цветов и масштабов. Гигантские старые стены и маленькие дети, играющие на мостовой. Не могу пройти мимо таких сочетаний.
Это фото я назвал бы просто «Мой друг». Бережное отношение к животным должно быть нормой, но наше общество, увы, еще не совершенно. Такие трогательные сцены всегда производят на меня сильное впечатление.
Весна. Старый город. Игры сегодняшних детей и древность города в одном кадре – невольно задумаешься о быстротечности и неуловимости времени.
Ичери шехер. Я прогуливался ранним утром, пытаясь развеять мысли, в наушниках музыка Шопена. И вдруг увидел тень решетки на стене: свет и тень, свобода и оковы. Этот кадр очень ценный для меня – он как противоположность моей натуры, человека без границ.