«Интересные моменты обычной жизни, из которых складывается счастье» – так художник Бутунай Хагвердиев описывает свою новую серию работ, представленную на выставке в бакинской галерее QGallery.
В проект под названием «Простые радости» вошло почти два десятка картин 35-летнего Хагвердиева. Несмотря на молодость, за плечами у него уже обширный профессиональный опыт и солидное портфолио. Выбор пути Бутуная был, вероятно, предопределен – он представитель замечательной бакинской творческой династии: его дед Гасан Хагвердиев, родители Уджал и Елена, дядя Гусейн – все известные азербайджанские художники. Такой багаж всегда одновременно и благословение, и серьезная ответственность.
Первая персональная выставка Бутуная прошла в 2010 году в бакинском Центре современного искусства. Уже три года спустя его работа «Письмо в одну сторону» была показана в павильоне Азербайджана на 55-й Венецианской биеннале. А еще через два года деревянные скульптуры Хагвердиева выставлялись во Дворце фестивалей в Каннах в рамках проекта «Азербайджанские ковры в искусстве».
Хагвердиев успел поэкспериментировать с цифровым искусством и видео-артом и даже поработать в кино – выступил художником-постановщиком киноленты Тахмины Рафаэллы и Ильгара Сафата «Ичери шехер» (2015). Фильм получился визуально ярким и наполненным. К диплому выпускника живописного факультета Художественного училища им. Азима Азимзаде Бутунай со временем добавил диплом об окончании московской Британской высшей школы дизайна. Однако при всех этих достижениях Бутунай Хагвердиев и сейчас продолжает искать свой язык. Его новые эксперименты в жанре фигуративной живописи и были представлены вниманию посетителей QGallery (которая, кстати, не в первый раз проводит выставки художника).
Обращаясь к реализму (быть может, даже к фотореализму), Хагвердиев обходится без сложных исторических сюжетов и эпического пафоса. Предмет его интереса – повседневность: летний отдых на даче с друзьями, морские прогулки, суета базара, домашние праздники, посиделки у вечернего костра.
Живописными средствами он объективно фиксирует действительность, изображая, по собственному признанию, «саму жизнь, а точнее, простые моменты, из которой она состоит». Подобно фотографу, художник выхватывает из вечности мгновение, останавливает, увеличивает и наводит резкость. Кажется, что эти тривиальные на первый взгляд сценки сами бросаются ему в глаза, так что автору ничего не остается, как замедлить шаг, запечатлеть увиденное, а потом втянуть в происходящее и зрителя.
В довольно габаритных работах Хагвердиева заметны отсылки к творчеству знаменитых фотореалистов, таких как Джон Бедер, Семен Файбисович, Ричард Эстес и другие. Пробуя то, чего не делал раньше, Бутунай пришел к весьма смелым экспериментам с материалами.
В «Новрузе» компания с большой собакой сидит у огня: баланс холодных и теплых оттенков точно передает эмоциональное состояние компании, а работа в целом напоминает яркий ковер с причудливыми орнаментами.
Ощущение томительного летнего зноя в «Пикнике» создает густая голубизна небес, перечеркнутая желтой драпировкой. Мягкие контуры фигур слегка плывут, и кажется, что персонажи вставлены в зеленые заросли с помощью фотошопа – каждый по отдельности, будто равнодушные друг к другу.
А на картине Qazax dagilti мужчины в зеленом дворике отворачивают лица от танцующих женщин; на авансцене – голубой стол с пластиковыми бутылками и стаканами. Театральности происходящему добавляет фрагмент такого же голубого занавеса в левой половине холста. Бутунай мастерски изображает складки ткани – сказывается приобретенный в юности опыт реставрации фресок православного храма в Баку.
Новые произведения Хагвердиева, продуманные и детальные, ярко свидетельствуют об интенсивном творческом поиске. Сам же художник называет одним из ключевых стимулов в своей работе «стремление найти баланс: продолжить семейную традицию, но при этом прокладывать собственный уникальный путь».