Открытие экспозиции «Возрожденная красота» было приурочено к 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (СОР29).
Творчество 43-летнего Дотуна Популы чрезвычайно созвучно повестке COP29 и объявленного в прошлом году в Азербайджане Года солидарности во имя зеленого мира. Создавая скульптуры из старых металлических деталей, уроженец Лагоса напоминает об угрозе, нависшей над обитателями нашей планеты. «Мой художественный подход основан на убеждении, что искусство – это инструмент для изучения социально-культурного ландшафта, посредник в реконструкции, форма протеста против экологической деградации», – подчеркнул художник, выступая на вернисаже, который посетили вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева и директор Центра Гейдара Алиева Анар Алакбаров.
Сын автомеханика, Попула – состоявшийся и известный художник не только у себя на родине. В 2019 году он представлял Нигерию на выставке Metal Art в Катаре, в 2020-м – на Фестивале искусств в индийском штате Гуджарат, в 2021-м – на выставке «Сосуществование» (Coexistence) в Турции. Его скульптура украшала павильон Нигерии на выставке в Дубае «Экспо-2020». Персональная выставка в Баку – седьмая для художника, яркого представителя гиперреализма и направления, которое критики назвали neo metal art.
В проект «Возрожденная красота» вошло более 30 работ Дотуна Популы. Помимо скульптур бакинцы увидели его эскизы и акварели, такие как «Карабахский скакун». В них Попула предстает виртуозным рисовальщиком, художником-анималистом с глубоким знанием анатомии. Однако главное – конечно, скульптуры. Старые болты и гайки, фрагменты электрогенераторов, жестяные канистры и мотоциклетные баки, тормозные колодки и автомобильные стойки в руках нигерийца перерождаются, превращаясь в мифических существ, домашних и диких животных, птиц, людей, цветы. Глядя на блестящее оперение «Сокола» или петуха «Хранителя времени», ветвистые рога «Козла», шерсть «Волка», длинную шею «Страуса», мощную голову «Буйвола», трудно поверить, что все эти работы выполнены, по сути, из металлолома.
Дотуна Популу нельзя назвать родоначальником жанра: он называет себя продолжателем американского художника Джона Лопеса, в чьей студии стажировался в середине 2010-х. Лопес создает фигуры обитателей прерий в натуральную величину, сваривая большие куски металла и окрашивая их в оригинальные оттенки. Попула развил технику учителя: некоторые фрагменты металла он оставляет в изначальном цвете или окрашивает в один тон, к другим применяет инновационные технологии, благодаря которым поверхность начинает мерцать, переливаться, почти пульсировать.
Все эти искореженные заржавевшие детали – косвенная констатация общего упадка инфраструктуры Нигерии. Однако в со¬зданных из них работах нет метафизической безнадежности – напротив, неистовая творческая изобретательность автора вызывает восторг. С помощью сварки, резки, шлифовки, напыления, полировки и покраски Попула преобразует старый металл со свалки в произведение искусства, возвращает его в центр внимания, делает, возможно, еще более желанным, чем в первой жизни.
«Буйвол» словно не покидал естественной среды обитания, пребывая в джунглях в окружении птиц и насекомых. Только вместо лиан с его рогов свисают цветные металлические провода, а в щеку впаян блестящий шильдик с логотипом автомобиля, некогда бывшего в употреблении.
Гигантский «Давид The recycler», служащий центром экспозиции, – парафраз знаменитого творения Микеланджело. Только этот Давид словно восстал из недр земли, сварен из нежных металлических листочков, упавших с невероятного железного дерева.
Огромные женская и мужская головы – «Алаке, дитя техно» и «Ковбой» – у входа в Центр Гейдара Алиева поражают воображение тех, кто направляется на выставку.
Попула работает даже в портретном жанре. На создание одной из скульптур его вдохновил Олабиси Аджала, нигерийский журналист, актер и писатель, в 1960-е прославившийся своей одиссеей по Азии, Африке и Океании на скутере Vespa. В портфолио Дотуна есть скульптура еще одного соотечественника – музыканта Фелы Кути, основателя жанра афробит. Композитор с непростой судьбой, разумеется, изображен с саксофоном в руках.
Глядя на работы Дотуна Популы, мастера, ставящего перед собой самые смелые задачи, создается впечатление, что в его руках металл становится податливым, точно пластилин или глина.
Выставка продлится до октября 2025 года.