Выставка фотографий кинорежиссера, народного артиста Азербайджана, заслуженного деятеля искусств России Тофика Шахвердиева прошла в Москве сразу в двух залах Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино.
Осенью мастеру игрового и документального кино исполнится 85. Тофик Шахвердиев не изменяет себе и по-прежнему настроен на бесконечный поиск: «Когда хочешь о чем-то узнать и у тебя есть камера, она превращается и в телескоп, и в микроскоп». Фотографируя, режиссер стремится остановить мгновение так, чтобы зритель замедлил шаг и зафиксировал внимание на том, что не замечал прежде. На подобные мгновения у Тофика Рзакулиевича необыкновенное чутье. Сам он сравнивает предчувствие кадра с предчувствием любви.
Фотография для Шахвердиева и есть любовь. Он увлекся ею довольно рано и стал заниматься профессионально. Каждый его безымянный снимок – а мастер намеренно не дает им названия – новелла в одном кадре с простым сюжетом, пробуждающим лавину эмоций.
Описывать свой метод он предпочитает метафорами: «Фотограф – охотник и собака охотничья одновременно. Надо издалека учуять добычу, сделать стойку, застыть, не спугнуть. Жизнь мельтешит вокруг, а суть ее не видна, суть спрятана за мельтешней, как за кустами. Суть надо выследить, незаметно подкрасться, чтобы ветер дул на тебя, а солнце светило на нее, чтобы ни посторонний запах, ни случайный звук не потревожил, чтобы она, невидимка пугливая, забылась, вышла наружу и засветилась хотя бы на мгновение».
Шахвердиев родился в Баку, на Каспии, но вырос на берегу другого моря – Азовского, в Таганроге. Там он получил первое образование, окончив в 1960-м Таганрогский радиотехнический институт, и десяток лет проработал инженером. А затем – резкий поворот: не очень-то молодой по меркам тех времен человек решил начать заново и поступил на кинофакультет Киевского государственного института театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого. Его мастером стал кинорежиссер Артур Иосифович Войтецкий. Жадный до знаний Шахвердиев умудрился одновременно получить профессию звукооператора.
Окончив институт, выпускник попал на творческое объ¬единение «Экран», а дальше последовало сотрудничество с главными киностудиями страны: имени Горького, «Ленфильмом», «Мосфильмом». И всенародное признание: сегодня Тофик Рзакулиевич – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Азербайджанской Республики, член Союза кинематографистов и Творческого союза художников России, лауреат множества международных и отечественных кинопремий. Среди последних есть и фотопремия «Золотой глаз» Международной гильдии профессиональных фотографов.
На счету режиссера два художественных фильма – «Двое в новом доме» (1978) и «Предчувствие любви» (1982) – и пять выпусков детского киножурнала «Ералаш». Но важнейшим из искусств для Тофика Шахвердиева было и остается документальное кино: «Умереть от любви», «Дети России», «Надув¬ные шарики», «Убить человека», «Мой друг Доктор Лиза», «Иерусалим. Марш Победы», «Лагич», «Баку»… На вечере, посвященном открытию фотовыставки, показали несколько его фильмов, в том числе «Мирная военная музыка» – о том, что люди в военной форме могут говорить не языком оружия, а языком нот.