Азербайджанский фильм победил на XV Международном кинофестивале

Азербайджанский фильм «Красный сад» (Qırmızı bağ) был признан лучшим художественным фильмом XV Международного кинофестиваля в Дакке.

Поэтичная картина режиссера Мирбалы Салимли, созданная интернациональной командой кинематографистов, хотя и выпущена совсем недавно (2017 год), уже успела совершить гастроль по нескольким крупным международным фестивалям и быть номинированной на главную российскую кинопремию «Ника».

История начинается с маршрута, который независимо друг от друга проделывают два человека – строгий школьный учитель и порывистый мальчик-подросток. Первые несколько минут фильма оба они куда-то спешат: мужчина едет на попутке, мальчик бежит. Параллельный монтаж создает ощущение тревоги, кажется, что один преследует другого. Наконец оба достигают цели – пусть и с разницей в несколько бесконечных минут. Бесконечных, потому что речь идет о смерти женщины, которая когда-то объединяла судьбы этих двух мужчин, а теперь, когда ее не стало, их пути разошлись. Потом действие перемещается в школу, веселые детские голоса меняют характер повествования, трагический пафос отступает: «Красный сад», к слову, тем и хорош, что режиссер ловко балансирует между притчей и реальностью, не давая метафоре убить живую ткань сюжета. В картине есть и доля юмора, и авантюрный след (младший герой сбегает из бакинского интерната, и группа дерзких маленьких единомышленников покрывает его). Но в конце концов это история о том, как сложно принять другого человека, даже если он близкий и любимый. О том, как мы сами не умеем воспользоваться открытыми возможностями и спохватываемся лишь тогда, когда все двери уже заперты. Ну и конечно, это картина о том, как непросто мужчинам переживать горе: много веков традиционная культура учила их скрывать эмоции, но абстрактная традиция – не панацея от тоски.

«Красный сад» невероятно красиво снят: нужно отдать должное оператору Максиму Дроздову. Натура подобрана так, что она дополняет и комментирует сюжет, создавая в пространстве кадра отдельные смыслы. Старший герой то попадает в туман, где разговаривает с невидимым собеседником (и это странно, чудесно и красиво, но и очень точно передает состояние мыслей персонажа), то попадет в весенний сад, где белые лепестки вишни просыпаются на голову от малейшего дуновения ветра. А финальная сцена в ботаническом саду, когда герои идут через алый от цветения сад, не только задает тон и название картине, но и многое проясняет в отношениях двух мужчин. При этом натура никогда не кажется вычурный или снятой ради абстрактной красивости – пейзаж точно и тонко дополняет историю.

Международную российско-азербайджанскую команду можно поздравить: есть ощущение, что это не последняя фестивальная награда картины. Фильм был снят при поддержке Министерства культуры и туризма киностудией «Азербайджанфильм» и российской кинокомпанией WeiT Media.

separator-icon
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»