Минувший год стал успешным для азербайджанского кино: сразу несколько фильмов завоевало награды на международных фестивалях.
Драма «Холодный, как мрамор» принесла Асифу Рустамову приз за лучшую режиссерскую работу на XVI Международном кинофестивале «Евразия» в Алма-Ате. Это вторая полнометражная работа Рустамова и, как и дебют режиссера «Вниз по течению», посвящена внутрисемейным распрям. На экране снова отношения отца и сына: конфликт поколений, противостояние мужчин с разными ценностями, представлениями о жизни и собственном предназначении держат зрителя в напряжении, перерастая в настоящую античную трагедию.
Замысел фильма «Холодный, как мрамор» появился у Рустамова давно, а сценарий он написал с коллегой из Нидерландов Ролафом Яном Миннебоо: вместе они уже работали над сценариями к лентам «Гранатовый сад» и «Сугра и ее сыновья». Рабочий процесс шел на редкость быстро: на всё про всё, от создания синопсиса до выпуска, ушло примерно два года – по меркам авторского кинопроизводства, очень мало. Главную роль в «Холодном, как мрамор» играет Гурбан Исмайлов, актер «опытный и матерый», как о нем отзывается режиссер. Действительно, за свою карьеру Гурбан успел и поработать с большими мастерами вроде Эльдара Кулиева и Октая Мир-Касимова, и сняться у молодых Руфата Гасанова и Исмаила Сафарали.
Документально-игровая работа Шамиля Алиева «Созидатели» победила в категории «Лучший документальный фильм» на минувшем British Film Festival. Это далеко не первая награда ленты: ее уже чествовали на кинофорумах в США, Индии, Испании, Нидерландах, а Американская киноакадемия даже включила в лонг-лист претендентов на «Оскар»-2023 в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Идея «Созидателей» принадлежит Эльбаю Касимзаде, председателю Союза архитекторов Азербайджана и одному из самых авторитетных представителей своей профессии. Над сценарием работал писатель Натиг Расулзаде. В основу сюжета легли биографии двух величайших азербайджанских архитекторов – Микаила Усейнова и Садыха Дадашева. Усейнов и Дадашев дружили, оба были ярчайшими представителями национального зодчества – и оба столкнулись с критикой за слишком передовые идеи и «неуместные излишества».
Архивные фото- и видеоматериалы сменяются в фильме кадрами зданий, спроектированных Усейновым и Дадашевым, а рассказ о двух зодчих сопровождается анимационными вставками и комментариями архитекторов Расима Алиева и Арчила Курдиани, геолога Акифа Ализаде и собственно Эльбая Касимзаде. Спикеры рассказывают о вкладе Усейнова и Дадашева в культурное наследие Азербайджана и делятся воспоминаниями от общения с Микаилом Алескеровичем (Дадашев скончался рано, в 1946-м).
Фаворитом же последнего Prague Film Awards стал «Обнаженный» Хикмета Рагимова, признанный лучшей игровой картиной. Примечательно, что это режиссерский дебют популярного актера, который к тому же сам написал сценарий и сыграл одну из главных ролей.
У героя ленты, Рустама, умирает отец. Денег на похороны нет, поэтому юноша колесит по миру с гробом родителя, встречая разных людей и сталкиваясь с их сочувствием, презрением, поддержкой, угрозами. Рагимов придумал сюжет несколько лет назад: оказавшись на похоронах, он наблюдал, как посторонние люди пытались нажиться на чужом горе, и в голове родилась философская история с небанальным сюжетом.
Рагимов признается, что давно мечтал попробовать себя в режиссуре, и совершенно очевидно, что это новый и очень важный поворот в карьере популярного артиста. Большинству людей Хикмет известен по детективному сериалу «Сезон скорпиона», где он играет мрачного следователя, гоняющегося за неуловимым маньяком. В собственном фильме Хикмет предстанет в совсем ином образе, совершенно неожиданном как для зрителей, так и, кажется, для себя самого.