На Международном фестивале короткометражного кино KONIK показал свой первый фильм молодой бакинский режиссер Вусал Азизов.
В течение четырех августовских вечеров старейшая открытая эстрада Москвы в Саду имени Баумана – та самая, с которой произносили свои монологи герои «Покровских ворот», – принимала кинематографистов со всего мира. Короткий метр – кинотренд последнего времени, с каждым годом таких фильмов все больше, и задача доступного всем фестиваля (а KONIK расшифровывается именно как «короткометражный общедоступный»), когда любой прогуливающийся по парку человек может в любой момент присоединиться к просмотру, – дальнейшая популяризация этого жанра.
Короткометражки – экспериментальная лаборатория большого кино. Смотреть их – все равно что заглядывать в завтрашний день: можно обнаружить смелые идеи, неожиданные монтажные трюки и нестандартные сценарные ходы. Тем более что с каждым годом снять фильм становится проще, ведь технологии дешевеют. В наши дни кинематограф не закрытый элитарный клуб, как это было еще десятью годами ранее, а распахнутый энтузиастам мир, ждущий революционных визуальных решений. Интересно, что из 40 режиссеров, чьи работы показали в саду Баумана, лишь треть окончила киношколы и профильные вузы, все остальные попали в кино «с улицы».
Несмотря на легкий летний формат, в программу KONIK попали и серьезные фильмы с большой фестивальной судьбой. Грузинская картина «До конца дня» режиссера Анны Сарухановой уже отобрана в конкурс международного кинофестиваля в Локарно – главного смотра мирового экспериментального кино. Это история о двух сестрах, которые должны доставить посылку своему деду. Девушек встречает открытая дверь и дом без хозяина; у них есть сутки, чтобы решить проблему, – и дом, где в каждом шкафу по своему скелету.
Вообще короткий метр заставляет режиссера вступить в особые отношения со временем: динамика становится залогом успеха. Недаром эмблемой KONIK является паровоз. Одна из самых ярких работ конкурса «Гиваргхезе упал в любовь» (копродукция России и Объединенных Арабских Эмиратов) длится всего шесть минут, но в них вмещается и любовная история, и рефлексия на тему современной видеосъемки и тотальной слежки, и наблюдения за поведенческими моделями представителей разных религий.
Азербайджан в программе фестиваля представляла лента «1361». За набором цифр в названии скрывается не историческая дата, а закодированное послание, ставшее роковым для героя фильма и счастливым для его режиссера. Бакинец Вусал Азизов – дебютант, однако в кино пришел не с черного хода: он член бакинской команды КВН, актер, постановщик телевизионных шоу. Его первая картина вышла остроумной и жанрово емкой: в фильме есть снятая в клиповой манере экскурсия по современному Баку, намек на мелодраму, ожидание триллера и комедийный финал.
О том, какое авторское послание зашифровано в названии фильма и какими силами снималась единственная в конкурсе KONIK азербайджанская короткометражка, журналу «Баку» рассказали сам Вусал Азизов и исполнительница главной роли Мария Тышецкая.
БАКУ: В вашей картине есть значительный эпизод, где главный герой показывает героине Баку. По какому принципу отбиралась натура для этой части фильма?
Вусал Азизов: Мне было важно показать, как изменился город. Поэтому в этом эпизоде вы увидите не только старые символы – Девичью башню и Ичери шехер, но и площадь Флага, «Бакинский глаз», Башни огня, а еще национальную кухню и общий колорит. Важно было показать, что это очень гостеприимное место, и избавить зрителя от предрассудков по поводу «страшного Кавказа». Потому что современный Баку гораздо ближе к Парижу, нежели к Азии. И неслучайно наш главный герой – таксист, тот, кто первый встречается гостю в аэропорту.
Мария Тышецкая: Когда снималась эта сцена, меня, как человека, впервые приехавшего в Азербайджан, постоянно спрашивали, какие места показались особенно привлекательными и знаковыми. Оказалось, у меня были какие-то странные советские представления о Баку, и современный город их полностью разрушил.
БАКУ: Вас не смущает социальная рознь между героями: бизнесвумен звонит простому таксисту, соглашается встретиться в городе со случайным знакомым?
В.А.: Это же фильм, художественная условность. Да и в жизни всякое бывает. Кто угодно может понравиться, вспомните классику – «Римские каникулы» или «Красотку».
БАКУ: В названии фильма фигурирует набор цифр, которым суждено сыграть роковую роль в судьбе героя. Не будем раскрывать читателю карты, тем не менее: 1361 – это знак или анекдотическое совпадение?
В.А.: В основе сюжета – маленький емкий рассказ, написанный Рахманом Рафикоглу. Мы его чуть-чуть переделали. По сути, номер, который получает в руки наш герой, не дает ему повода сильно переживать. Сам по себе набор цифр ничего не значит, важно наше отношение к происходящему.
М.Т.: Для меня это кино о том, что часто мы сами драматизируем жизнь. На деле все гораздо проще. Поэтому финал получился отчасти ироничным: выяснилось, что никакого страшного знака не было, человек себе все нафантазировал.
БАКУ: Но в сюжете есть настойчивое указание на совпадения.
В.А.: Да, но иногда совпадение – это простая случайность. Не стоит придавать им слишком много значения. Люди сами надумывают себе неприятности, уделяя внимание пустякам. Если в пути совпали какие-то номера – помните в детстве «счастливые билетики»? – это не повод не смотреть на дорогу (смеется) и сбиваться с маршрута. То есть в принципе фильм о том, как часто всякие глупости лишают нас возможности быть счастливыми.
М.Т.: И моя героиня могла бы проще сформулировать свои чувства, а не шифровать ребусы. В принципе эту школьную задачку любой мог бы решить за пять минут, но герой с самого начала уверился, что за ней стоит нечто большее, нежели девичье послание.
БАКУ: А почему герой фильма, несмотря на все напасти, так заразительно смеется в финале?
В.А.: Для него внезапно все проясняется, и этот смех означает: глупый я человек, сам себе придумал неприятности.
М.Т.: Клубок размотался, и он понял, что моя героиня вовсе не роковая женщина, а обыкновенная девушка. Мне кажется, когда у человека все наконец встает на места, ему становится легче и веселее.
БАКУ: Для короткометражного фильма у вас получилась вполне законченная и симпатичная история. Скажите, какие ресурсы пришлось задействовать, чтобы снять ее?
В.А.: Это было совсем не легко. У нас вообще не было никакого финансирования, и весь проект держался на чистом энтузиазме – продюсера «Заратустра-фильм», актеров, оператора, ну и моем, конечно. Поскольку я до этого работал на телевидении и играл в команде КВН, были наработаны какие-то связи, позволившие реализовать мечту. Но я теперь представляю, как тяжело людям, которые приходят в кино из ниоткуда и начинают с нуля. То, что наш фильм отобрали на фестиваль, большая удача всей команды.