Мужчины и женщины разного возраста, высокие и низкие, идут по траве; колени испачканы, будто эти люди только что работали в огороде. Это что, модный показ? Да, причем одной из главных звезд Нью-Йоркской недели моды – Хиллари Теймур, основательницы бренда Collina Strada.
Теймур училась дизайну в Лос-Анджелесе, а затем получила магистерскую степень в области бизнеса. Профильное образование она считает бесполезным: «Думаю, в школе моды я абсолютно ничему не научилась. Советую всем бросить это занятие и пройти лучше стажировку в каком-нибудь бренде», – говорит Хиллари и добавляет, что ее нелюбовь к учебным заведениям происходит от общего неприятия власти и авторитетов: она называет их удушающими для художников любого рода. Сама Теймур студенткой постоянно набирала практический опыт, работая в разных брендах и модных бутиках. Усидчивостью и структурным подходом к любому делу Хиллари обязана верховой езде, которой занималась с детства: «За лошадью нужно очень тщательно ухаживать, соблюдать множество правил. Всадник – это огромная дисциплина». Общение с лошадьми заложило в девушке любовь к природе и чуткую связь со всем живым, которые впоследствии повлияли на все ее творчество. Хиллари вспоминает, что начинала модный бизнес в 2009 году с создания сумок: «Работая с кожей, я так насмотрелась на шкуры мертвых животных, что была буквально раздавлена. Я решила полностью изменить подход».
Нередко молодые дизайнеры называют марки в честь себя, но только не Теймур. «Неправильно называть бренд своим именем, зная, что за ним стоит работа целой команды», – считает она. Тем не менее словосочетание Collina Strada имеет прямое отношение к имени основательницы: «Сокурсники считали, что мое имя не соответствует моему характеру. «Хиллари» звучит скучновато, поэтому один человек назвал меня Коллиной, что по-итальянски означает «холм» [hill – по-английски]. Strada [«дорога» по-итальянски] добавилось само собой. Мне понравилось, что вместе это звучало как имя какого-то несуществующего человека».
Хотя Хиллари всегда подчеркивает, что Collina Strada – это команда, она уверена, что несет за свое детище основную ответственность: «Когда есть свой бизнес, все делаешь сама. Нельзя ожидать, что твои сотрудники будут работать так же усердно, как ты. Ты должна быть образцом трудовой этики в коллективе». Поэтому Теймур включается во все рабочие задачи, иногда даже пакует коробки и отправляет интернет-заказы.
Эстетика Collina Strada близка скорее к лондонской, чем к американской: авангардный крой, смешение принтов, асимметричные драпировки, наслоение тканей. Неудивительно, что с первых же показов марки они стали одним из самых ярких событий Нью-Йоркской недели моды. В 2019 году Collina Strada стала финалистом премии CFDA / Vogue Fashion Fund – одной из главных американских наград для модных дизайнеров. Номинировала бренд сама Анна Винтур, легендарный главный редактор американского Vogue.
И в том же 2019-м Хиллари приняла решение, повлиявшее на ее дальнейшую карьеру. Изо дня в день по дороге в свою нью-йоркскую студию она видела мусор, скопившийся под мостом, и однажды поняла, что хочет изменить положение вещей. Один модный бренд не в силах остановить загрязнение планеты, но может попытаться хоть в чем-то изменить ситуацию к лучшему.
Теймур и ее команда – энтузиасты, поддерживающие самые разные инициативы. Например, во время пандемии они выпускали защитные маски, окрашенные в технике тай-дай, чтобы собрать деньги в помощь бездомным темнокожим женщинам, и шили футболки из переработанной ткани, чтобы поддержать социальные организации в Гане. При этом Collina Strada всегда в поиске новых экологичных решений: «Нужно постоянно быть в курсе инноваций. Например, в 2012 году материалы из переработанных пластиковых бутылок считались устойчивыми – теперь же мы знаем, что они распространяют микропластик». В последнее время бренд стал посвящать много внимания апсайклингу. «Иногда меня способна вдохновить кучка остатков ткани в углу студии. В одной из коллекций есть вещь, полностью сделанная из отходов нашего производства – обрезков футболок», – говорит дизайнер.
Теймур работает с инновационными материалами, полученными из природных источников. Например, в коллаборации с австралийским брендом UGG, знаменитым своими сапожками из овчины, Collina Strada использовала веганскую кожу Vegea, которую производят из виноградного жмыха, остающегося от производства вина. Сейчас дизайнер присматривается к материалу Tomtex (альтернативе коже на основе панцирей креветок) и мечтает о том, чтобы экологичные новые материалы стали доступны на широком рынке (пока, к сожалению, большинство подобных разработок не производят в коммерческих объемах): «Природа – это высшая красота. Ее нельзя воссоздать, можно только наслаждаться ею».
Впрочем, даже если материал еще не попал в широкое производство, Collina Strada готова экспериментировать. В коллекции весна–лето 2020 было платье из так называемого розового шелка – вискозоподобного материала на основе стеблей и лепестков роз. «Допустим, вы выращиваете розы, – объясняет Теймур. – Пик спроса на них приходится на День святого Валентина, День матери и другие праздники. Но в остальное время у вас остаются тонны невостребованных цветов, которые превращаются в отходы». Новая технология позволяет расщеплять эту биомассу на мономеры и создавать из них тонкое и мягкое волокно.
«Люди захотят меняться и менять что-то вокруг себя, только если покажешь им, что это весело»
У Collina Strada нет амбиций расширяться: «Я не верю в масштабирование бренда. Считаю, что нужно делать ровно столько вещей, сколько будет востребовано, в противном случае вы создаете мусор, и точка». Бренд старается минимизировать свой транспортный след, размещая все этапы производства как можно ближе друг к другу и выбирая местных поставщиков материалов.
Делать марку и ее ценности более узнаваемыми, не масштабируя производство, помогают коллаборации с более крупными брендами. Помимо UGG у Collina Strada вышла совместная коллекция с испанской маркой Desigual. Этот бренд почти массмаркетный – большие тиражи, среднего уровня цены, поэтому об инновациях речи не шло. Коллекцию сшили из биоразлагаемых, переработанных и органических тканей, а сопутствующую рекламную кампанию посвятили изменениям в природе: модели позировали на фоне инопланетных ландшафтов в окружении невиданных зверей. Получилось удивительно и неоднозначно, как в хорошем научно-фантастическом рассказе.
Теймур гордится тем, что ее одежда хорошо садится на разных людей. Нередко она конструирует вещи по собственным меркам, а не в расчете на стандартные модельные пропорции: «Для женщин-дизайнеров очень важно носить собственную одежду. Я знаю, как меняется мое тело и что поможет мне хорошо себя чувствовать в рабочий день. В этом мы отличаемся от дизайнеров-мужчин: многие из них не понимают, насколько тот или иной предмет одежды удобен для женского тела». Более того, Collina Strada создает вещи для людей самой разной комплекции и подчеркивает эту инклюзивность на показах: в последних участвуют модели на инвалидных колясках, люди старшего возраста, родители с маленькими детьми. Недавно на подиум вышла 83-летняя «Зеленая леди Бруклина» Элизабет Итон Розенталь, прославившаяся в соцсетях своим полностью зеленым гардеробом, домом и прической.
Для шоу сезона осень–зима 2023 лица моделей до неузнаваемости изменили гримом и звериными масками: они предстали химерами с песьими мордами, свиными пятачками и птичьими клювами, некоторые перемещались прыжками или на четвереньках. Все это не ради вау-эффекта и вирусных постов в соцсетях (точнее, не только ради них): коллекция с говорящим названием «Пожалуйста, не ешьте моих друзей» была посвящена этичному обращению с животными, и Collina Strada хотела показать, что разница между человеком и другими живыми существами не так уж велика.
Теймур считает, что о серьезных вещах вроде климатических изменений и социального неравенства необязательно и даже противопоказано говорить с серьезной миной: «Моя теория заключается в том, что люди захотят меняться и менять что-то вокруг себя, только если покажешь им, что это весело. Все любят повеселиться. Самый действенный способ принудить к переменам – это позитив, забота и любовь». Поэтому многие вещи бренда весьма ироничны – например, плетеные сумки в виде лягушек или майки с портретами капибар, а в магазине Collina Strada есть экипировка для хоббихорсинга, так что гости могут попрыгать и повеселиться с игрушечными лошадками на палке.
Хиллари предпочитает «быть заслуживающим доверия человеком, который сам делает то, к чему призывает других» и формирует вокруг себя круг единомышленников, пусть и небольшой: «Я создаю мир, а люди либо хотят к нему присоединиться, либо нет. И если кто-то не хочет, это не повод для обиды, невозможно угодить всем сразу».
Теймур говорит, что не считает свой бренд в полном смысле слова устойчивым, как минимум потому, что Collina Strada отправляет вещи по всему миру, увеличивая углеродный след. Дизайнер предпочитает определения «осознанный» и «этичный». «Я стараюсь создавать одежду так, чтобы не чувствовать вину за ее существование», – формулирует она. Хиллари верит в теорию малых дел и считает, что каждый должен делать то, что ему под силу, в своем маленьком мирке, тогда изменится и большой мир. «Послание моего бренда таково: постарайтесь сделать мир лучше в своем сообществе. Будьте лидером перемен», – говорит она. И исправно придерживается собственного кредо.