В преддверии лета хочется целыми днями смотреть в небо: эти яркие, пастельные, пронзительные, нежные оттенки синевы – самое сильное средство от печали, разочарования и тревоги. Неудивительно, что синий цвет так любят ответственные дизайнеры: ведь вся устойчивая мода – про то, что надежда есть и в конце концов мир может стать лучше.
Parlé
Обычно семейное дело переходит от родителей к детям. Ювелирная марка Parlé обязана своим успехом невестке основателя. В 1973 году Фрэнк Фарнсворт начал добывать опалы в штате Айдахо и создавать немудреные украшения. Дела шли ни шатко ни валко, но понемногу компания развивалась: вскоре Фрэнк начал обрабатывать австралийские опалы, затем добавил в ассортимент сапфиры, рубины, гранаты... Parlé так и осталась бы, что называется, крепким середнячком, но в 2007 году маркетингом занялся Фарнсворт-младший. Во все деловые поездки он брал с собой жену Брекен. Та увлекалась дизайном украшений (вполне естественное хобби, если твой тесть торгует драгоценными камнями), и байеры обращали на ее изделия куда больше внимания, чем на красноречие ее мужа. Продавалось буквально все, к чему прикасалась рука миссис Фарнсворт, и стало ясно, что специализацию марки пора менять. Брекен произвела инвентаризацию всех имеющихся у компании камней, отобрала лучшие и дала волю фантазии. Ну а ее муж занялся поставщиками: Parlé работает только с этичными производителями. Творить приятнее, когда совесть чиста.
Tribal Textiles
«Если хочешь идти быстро, иди в одиночку. Если хочешь дойти далеко, иди вместе». Кто бы мог подумать, что в глубине Южной Африки существует идеальная пословица про медленную моду? Впрочем, то, что делает марка Tribal Textiles, выбравшая эту максиму своим девизом, сложно даже назвать модой: красота вещей, которые производит бренд, более чистая и древняя, чем у созданий любого модного дизайнера. Почти 30 лет назад именно эта красота заворожила Джилли Лайтфут, выпускницу британской арт-школы, приехавшую в Замбию. Марка началась с нескольких мастериц, продававших домотканые изделия посетителям национального парка Южная Луангва. Сегодня штаб-квартира и магазин Tribal Textiles сама стала точкой притяжения для туристов. Каждый год выходят две-три новые коллекции: птицы Замбии, масайские орнаменты, традиционная малийская ткань боголанфини… Бренд ежегодно проходит строгий аудит соответствия этическим стандартам Nest и перечисляет часть доходов некоммерческим проектам – от помощи беженцам до охраны хищников саванны. А на сайте Tribal Textiles можно подробно узнать о каждом из 15 штатных сотрудников, так что не остается сомнений: эта команда пойдет далеко, потому что ее участники идут вместе.
Aery Living
Дороги из Стокгольма и Токио ведут в Бристоль – по крайней мере, в мире ароматерапии. Создавая свой бренд, бристольцы Дэвид Хеффернен и Мэтью Томас вдохновлялись как японским и шведским дизайном, так и жизненной философией, свойственной этим двум странам: осознанность, уважение и бережное отношение к природе. Все продукты Aery Living веганские и не тестируются на животных; на маленькой фабрике используется зеленая энергия (даже автопогрузчик работает от солнечных батарей); в свечах – натуральный растительный воск и фитили без содержания свинца; бутылочки диффузоров созданы из переработанного стекла, а биоразлагаемая упаковка не содержит пластика. Дэвид и Мэтью верят в мультисенсорный подход: даже самый изысканный запах нуждается в сосуде, который радует глаз, – только тогда он по-настоящему раскроется и принесет максимальное удовольствие. Горшочки от свечей Aery Living такие симпатичные, что их не хочется выбрасывать: в них хранят всякие мелочи, сажают цветы и просто ставят на полку, чтобы то и дело вспоминать любимый аромат.
Akaaro
У индийской марки особые отношения с синим цветом: несколько лет назад она выпустила коллекцию под названием «Небо принадлежит мне», в которой использовались только оттенки синего, всего числом 28. Учитывая, что в переводе с санскрита Akaaro означает «алфавит», можно сказать, что бренд составил личную азбуку синего. Что и логично: кому как не индийцам разбираться в оттенках индиго? Однако собственно индиго в коллекции практически нет – это было бы слишком ожидаемо. Создатель марки Гаурав Джай Гупта уважает традицию, но избегает традиционных решений. Akaaro принципиально не использует в коллекциях характерные национальные орнаменты – только чистые цвета и геометрические формы. Несколько десятков ткачей в разных концах страны вручную создают из старых добрых шерсти, шелка и хлопка экспериментальные ткани со специально разработанным переплетением нитей. Гупта исповедует принципы внесезонного дизайна и медленной моды. Торопиться ему и вправду незачем: уже сейчас некоторые ткани Akaaro хранятся в архиве Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Alina Schürfeld
«Вызывают привыкание, но нетоксичны» – страница немецкой обувной марки в социальной сети встречает посетителя то ли рекламой, то ли предостережением. Вещи Alina Schürfeld меньше всего наводят на мысль об устойчивой моде: здесь и девятисантиметровые шпильки, и стразы Swarovski, и яркие сочетания цветов – в общем, не туфли, а высказывание. И это совершенно верное впечатление: сама Алина Шурфельд считает, что обувь – это прежде всего носитель информации и средство коммуникации. Балетки и ботильоны гамбургского бренда рассказывают историю с неожиданным сюжетом: оказывается, за легкомысленной роскошью стоят и высокие технологии, и забота об окружающей среде. Мастера Alina Schürfeld работают только с кожей растительного дубления, при изготовлении которой не используются ядовитые соединения хрома. А флагманские модели марки сшиты из кожи лососевых, то есть, по сути, из мусора: только в ЕС ежегодно съедают более 900 тонн лосося, а шкурки отправляют на утилизацию. Превращать отбросы в роскошь – более экологичного подхода не придумаешь.
Venini
Итальянский бренд занимался устойчивым дизайном не просто до того, как это стало модным, а вообще до появления понятия на свет. 2 октября 1921 года юрист Паоло Венини, антиквар Джакомо Каппеллин и художник Витторио Цеккин основали компанию по производству изысканных изделий из стекла. Цеккин родился в Мурано в семье стеклодува и прекрасно знал секреты венецианских мастеров. Неудивительно, что в том же году фирма выпустила свою первую знаменитую вещь – утонченную, воздушную вазу «Веронезе», ставшую символом бренда, а год спустя уже открыла магазин в Париже и дебютировала на Венецианской биеннале.
Дальнейшая история Venini стала одним сплошным победоносным шествием по главным выставкам, салонам и музеям мира. В отличие от многих марок декора детище Паоло Венини уделяет равное внимание и интерьерному дизайну, и крупным формам, причем с одинаковым успехом. В портфолио бренда гигантские стеклянные скульптуры для арт-ярмарок и световые инсталляции на «Экспо-1961» в Турине, уникальные светильники для нью-йоркского Центра международной торговли, палаццо Квиринале в Венеции и казино «Мулен Руж», а также 25-тонная хрустальная люстра для сингапурского отеля Mandarin Oriental. В общем, если большее признание и возможно, то вообразить его довольно затруднительно.
Компании такого калибра не нужно стараться выглядеть хорошей, поэтому особенно ценно, что Venini всегда уделяла внимание экологичности. Вместо того чтобы выбрасывать брак и стеклянные отходы, марка отдает их на переплавку. А химики бренда работают с рецептурами красителей. Например, чтобы получить цвет маджента, стеклодувы веками использовали оксид мышьяка, но в лаборатории Venini ему подобрали нетоксичный заменитель, ничуть не ухудшивший чистый тон стекла. В общем, минус у вещей Venini один – цена. Впрочем, все познается в сравнении. Что такое несколько сотен или даже тысяч евро за вазу по сравнению с 737 тысячами долларов, за которые несколько лет назад ушла с аукциона работа дизайнера Томаса Стернса, созданная для Venini? Конечно, авторское произведение и серийное изделие – вещи разные. Но обе они принадлежат к одной вселенной.
E.L.V. Denim
Аббревиатура в названии марки расшифровывается как East London Vintage. Именно в Ист-Энде находится фабрика бренда, и более подходящего места для нее не придумать: там, где когда-то жила лондонская беднота, привыкшая чинить одежду, пока она не износится в пыль, сегодня перешивают старые джинсы, превращая их в объект желания интернет-инфлюэнсеров. Марка, созданная стилистом Анной Фостер, занимается исключительно апсайклингом старых вещей, причем апсайклингом вызывающим и нарочитым: рубашка, скроенная из двух – голубой и черной; юбка миди, верхняя часть которой – бывшие джинсы; сумка, связанная крючком из обрезков денима... Анну и ее команду не интересуют высокотехнологичные материалы, им все равно, кто произвел попавшие к ним в руки старые джинсы – этичный производитель или масс-бренд, и большой ли при этом остался углеродный след. Все это неважно, когда перед тобой стоит выбор, выбросить вещь в мусорный бак или дать ей вторую жизнь. Все, что можно перешить, нужно перешить, уверены в E.L.V. Denim в полном соответствии с духом Ист-Энда. История повторяется, но есть нюанс.
Bennd
Хизер Паркер – увлеченная йогиня, а еще человек с тонкой душевной организацией. Ее очень огорчало, что даже лучшие производители инвентаря для йоги используют синтетические материалы и химические красители, с которыми мы соприкасаемся, лежа на коврике, – и она создала Bennd. Представители марки уверяют, что их продукция способствует оздоровлению на клеточном уровне. Оставим это на их совести. А вот то, что при одном взгляде на коврик улучшается настроение, – чистая правда, даже если вы не знаете о применяемых брендом устойчивых практиках. Меж тем их немало. Вещи Bennd сотканы на ручных станках из нитей ручного прядения, хлопок покупают в этичных хозяйствах и красят растительными пигментами – например, корнем марены красильной (согласно аюрведе, очищает кровь и поддерживает репродуктивное здоровье) и куркумой (противовоспалительная, улучшает пищеварение). Для усиления полезного эффекта в мастерских и даже на складе Bennd каждый вечер поют гаятри-мантру. Красота же! И с любовью к природе. И если ее создателям вздумалось распевать мантры среди коробок и погрузчиков, то кто мы такие, чтобы им мешать?
PLEATSMAMA
Бывает, что хочешь всего лишь вязать сумки, а в итоге создаешь первую в стране модель циркулярного производства. Именно так случилось с Ван Джун-ми. Задумывая PLEATSMAMA, она решила работать с волокнами из переработанного пластика – и тут оказалось, что во всей Республике Корея просто не делают подходящие. Для сумочной пряжи требуются только прозрачные ПЭТ-бутылки, в Корее же их перерабатывают вперемешку с цветными. И тут произошло удивительное: с подлинно восточным спокойным упорством девушка нашла производителя, под свою ответственность убедила его попробовать – и в начале 2018 года на свет появилась первая партия сумок PLEATSMAMA: на каждую идет 16 пластиковых бутылок, не попавших на свалку. Впрочем, даже самая экологически безупречная вещь не имеет смысла, если ею неудобно пользоваться, считает Ван Джун-ми. У PLEATSMAMA в этом смысле все в порядке: благодаря особой технике вязания сумки получаются вместительными и крепкими, а в пустом состоянии практически не занимают места. Неудивительно, что вскоре немало больших и маленьких компаний тоже стали выпускать похожие. Ван Джун-ми относится к этому спокойно: главное в бренде – философия, а ее не подделаешь.