Зеленый – цвет весны

Мало что наполняет душу таким чистым восторгом, как первая весенняя трава и взорвавшиеся зеленью почки деревьев. В этой буре эмоций и возвращение в юность, и предвкушение тепла, и конечно, надежда на то, что всё обязательно будет хорошо. Зеленый цвет – триггер радости, и после долгой зимы хочется упиваться всеми его тонами и полутонами. Ответственные дизайнеры тоже знают толк в оттенках зеленого: в конце концов, создание лучшего будущего – их профессия.

Firebelly tea

Какой процент людей при слове «зеленый…» без раздумий продолжит «…чай»? Никто не считал, но точно немалый. Канадец Дэвид Сигал как раз из таких: еще в 2008 году он создал свою первую компанию по продаже высококачественного чая, но позже переключился на рестораны здоровой еды. Всё, однако, изменила встреча с Харли Финкельштейном. Президент крупной фирмы-разработчика программного обеспечения не мыслил жизни без кофе – и последующей бессонницы. Сигал вспомнил прошлое и составил для приятеля подборку высококачественных чаев, которые дарят энергию без эффекта перевозбуждения. Финкельштейн, как многие североамериканцы, имевший слабое представление о хорошем чае, настолько был впечатлен, что немедленно предложил основать компанию и нести просвещение в массы. Молодая Firebelly Tea предлагает всего 20 сортов напитка, но все натуральные, без ароматизаторов, рассыпные (никаких одноразовых пакетиков!) и расфасованы в биоразлагаемую упаковку.

Фото: Firebelly Tea

ILK + ERNI

Иногда путь от противного самый короткий. Возможно, Джесс Макклив никогда бы не пришла в экомоду, если бы после окончания колледжа не устроилась на работу в царство «быстрой моды» – огромный флагманский магазин одного из массмаркет-брендов в центре Лондона. Нескончаемый поток покупателей час за часом, изо дня в день поразил ее: невозможно было придумать более яркую иллюстрацию того, как безумен фешен-бизнес и насколько потеряли связь с реальностью все его участники – как покупатели, так и производители. И тогда Джесс решила попробовать делать моду по-своему: осознанно и разумно, так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченные ресурсы. Уже пять лет Ilk + Ernie производит ровно по две коллекции в год – необходимый и достаточный минимум, по мнению Макклив. Одежду шьют на фабрике в Дели из тканей, списанных в утиль или предназначенных на свалку; отходы сведены к минимуму – обрезки идут на производство аксессуаров. А индийские мастера и швеи могут похвастаться соцпакетом на уровне европейских стандартов. 

Фото: ILK + ERNI

Dew mighty

«Вы все еще покупаете воду? Тогда мы идем к вам!» – заявляет на своем сайте калифорнийский косметический бренд. Его основательница Тиффани Баззатто подошла к вопросу пластикового загрязнения с непривычной стороны: она предлагает обратить внимание на то, что кремы и лосьоны – в принципе неэкологичный формфактор. Основную их часть составляет вода; мы тратим деньги на миллионы тонн воды, ее транспортировка сжирает огромное количество ресурсов, а в итоге на свалке оказывается более миллиарда неразлагаемых пластиковых флаконов ежегодно. Dew Mighty буквально призывает не лить воду – и предлагает твердое желе-сыворотку и очищающую пудру в многоразовых металлических контейнерах, которые можно использовать хоть всю жизнь. Эти продукты весят в разы меньше привычной косметики (минус углеродный след, плюс удобство в поездках), но, по утверждению бренда, не менее эффективны: во всяком случае, состав действительно натурален и включает преимущественно растительные масла и экстракты. А еще контейнеры и сами кубики желе очень красивые – последние так и тянет попробовать на вкус.

Фото: Dew mighty

Loewe

Одни дизайнеры видят будущее ответственной моды в близости к природе, другие – в цифровых технологиях. Бунтарь и инноватор Джонатан Андерсон умудрился отметиться в обоих лагерях, причем в одном и том же сезоне весна-лето 2023. Если от именного бренда J.W. Anderson он представил на Лондонской неделе моды платья из компьютерных клавиш, то на Парижской неделе в качестве креативного директора бренда Loewe показал вещи, поросшие самыми настоящими травой и мхом. Их вырастила на штанах, худи и кроссовках Андерсона молодой дизайнер Паула Уларги Эскалона. Она уже несколько лет экспериментирует с разными видами растений и даже грибов, каждый раз наслаждаясь новыми узорами и формами живого декора на одежде. Эти вещи не попадут в массовое производство, по крайней мере пока, но Паула постоянно ищет способы сделать их более долговечными. На сегодня максимальный «срок годности» ее моделей – три месяца. Немного, но будем честны: у многих из нас были покупки, которые не продержались в гардеробе и столько. Путь к медленной моде не может быть быстрым, но, ступив на него, хочется идти до конца.

Фото: Loewe

Themoirè

В древнегреческих мифах мойры – это богини судьбы: одна из них ткет нить жизни, другая ее перерезает, когда придет срок, а еще одна определяет всё, что написано на роду человеку. И не только человеку: против воли мойр бессильны даже боги-олимпийцы. Трудно найти образ, способный ввергнуть в большее уныние: раз исход предопределен, к чему и пытаться? Но назвав свой бренд «Мойра», миланцы Франческа Монако и Салар Бичеранлу имели в виду первую богиню из трех – ту, что отвечает за продолжение жизни. Дизайнеры начали три года назад с одного клатча из экокожи; сегодня марка предлагает семь моделей сумок и несколько наименований аксессуаров и одежды. Но самое интересное – материалы: дизайнеры работают с рафией, пробкой, экомехом из вторично переработанного полиэстера, а также с экокожей из яблочного жмыха и кактусовых волокон. На подкладку идет ткань из утилизированных пластиковых бутылок, сшито все это нитками из переработанных старых рыбацких сетей. А за каждую проданную сумку THEMOIRè сажает дерево.

Фото: Themoirè

Chako zanzibar

Если набрать в «Гугле» «отдых на Занзибаре», можно до вечера разглядывать сотни фотографий неземной красоты. Каждый месяц на танзанийский курорт прилетают десятки тысяч туристов. Уезжая, они увозят изделия традиционных промыслов, яркие снимки и чудесные воспоминания, взамен оставляя мусор. Много, очень много мусора.

Увы, в переработке отходов Танзания преуспела значительно меньше, чем в индустрии гостеприимства. То, что выброшено на Занзибаре, остается на Занзибаре – и упаковки от всего, что съели и выпили дорогие гости, грозят погрести под собой прекрасный остров. Это одна из острейших местных проблем наряду с безработицей среди молодежи и женщин.

Фото: Chako zanzibar

Аннелеос и Сулейман, голландско-занзибарская супружеская пара, сложили два и два – и взялись за решение сразу обеих проблем, соединив западные технологии и локальные традиции. Так появилась компания Chako – «Твое» в переводе с суахили. Именно осознание глубокой связи с этой землей, принятие ее боли как личной, прошито, выражаясь языком пресс-релизов, в ДНК бренда – и оно же стало залогом его успеха.

Работники Chako Zanzibar собирают пустые бутылки из-под вина. Молодые люди объезжают отели, рестораны и помойки и привозят мешки с добычей в мастерские марки. Там стеклотару осматривают, очищают от этикеток, отмывают и дезинфицируют, а затем в дело вступают мастерицы. На определенных местах каждой бутылки намечают спилы, затем нагревают ее, охлаждают и аккуратно откалывают ненужное. Остается тщательно заполировать места сколов – и можно отправлять продукцию хоть в бутики, хоть на одну из главных выставок мирового дизайна – парижскую Maison & Objet, где в этом году будет представлена марка.

Фото: Chako zanzibar
Фото: Chako zanzibar

Таким образом Chako утилизирует более двух миллионов сосудов в год, и ассортимент бренда заставляет в очередной раз вспомнить строки «Когда б вы знали, из какого сора…». Из винных бутылок получаются удивительно изящные минималистичные светильники, стаканы, графины, вазы, подсвечники, контейнеры для специй. Красоту стекла подчеркивают резные детали – их тоже создают ремесленники марки, ведь Занзибар славится своими резчиками по дереву.

А для туристов Chako с недавних пор проводит экскурсии в свои мастерские. Теперь желающие могут сами увидеть, что остается после их веселого отдыха и как много труда требуется для того, чтобы ликвидировать эти последствия. Возможно, кого-то это побудит лишний раз подумать, сколько мусора мы производим каждый день. А кто-то просто увезет домой преображенную бутылку-другую взамен выпитых.

Фото: Chako zanzibar

Collina strada

Основательница и креативный директор марки Хиллари Теймур начинала в 2009 году с аксессуаров для знакомых музыкантов. После того как незнакомцы в метро стали просить продать надетые на ней вещи, девушка решила, что время пришло, – и родилась Collina Strada. Это бренд про самовыражение, артистическое и идеологическое – для Теймур одинаково важны оба. Одежду марки шьют на небольшой фабрике из биоразлагаемого «розового шелка» (его действительно получают из стеблей розы), секонд-хенда и тканей, предназначенных на выброс. Хиллари регулярно приходится объяснять байерам, почему вместо 200 курток она может предложить им только 40 («Они сшиты из остатков – такой ткани просто больше нет!») и почему ее новая коллекция так похожа на старую (да потому что она и есть старая). «Не покупайте у меня новую вещь каждый сезон! – призывает Теймур поклонников марки. – Купите любимую и носите ее годами!» Она настоящий визионер: многие находки Collina Strada спустя годы успешно использовали известные модные дома (например, портупеи, с которыми марка на десять лет опередила Louis Vuitton). Громкие бренды это заметили и уже несколько раз предлагали Теймур сотрудничество – но как только она озвучивала условие «никакого натурального меха и кожи», планы рассыпались. Однако Хиллари уверена, что всё получится: «Я хочу стать голосом разума в современной модной индустрии». Что ж, ее вещи для этого достаточно безумны.

Фото: Collina strada

Original duckhead

Концепция британцев из Original Duckhead предельно проста: берем пластиковые бутылки, перерабатываем их в биоразлагаемый материал и делаем из него зонтики с ручкой в виде утиной головы. Последняя – конечно, секретное оружие бренда: даже тем, кто начисто лишен экологической ответственности, трудно устоять перед такой симпатичной деталью. Впрочем, создательница марки Морган Кро 11 лет назад руководствовалась чисто практическими соображениями. Перебравшись в Лондон из родного Парижа, она ощутила на себе всю прелесть английских дождей и решила принять меры. Забота о себе переросла в заботу о планете – с точки зрения Кро, это совершенно естественно и логично. Кстати, из остатков ткани от зонтиков Original Duckhead шьют многоразовые сумки, прочные и очень вместительные: в каждую помещается шесть полуторалитровых бутылок воды. Как раз столько нужно переработать, чтобы получить материал на одну сумку. Если это не циркулярная мода, то что тогда?

Фото: Original duckhead

Xocoi

Чтобы в 2021 году запустить стартап по производству резиновых клогов и сапог, нужна изрядная дерзость: казалось бы, чем здесь можно удивить мир после Crocs? Венецианская марка не пытается делать вид, что не знает о существовании последних, равно как и не пытается с ними конкурировать. Можно сказать, что это Crocs для тех, кому настоящие Crocs кажутся слишком дешевыми и растиражированными. Xocoi во многом похожи на большого брата (чего стоят одни только пупырчатые стельки), но добавили от себя минималистичные силуэты, модную палитру, итальянское качество и биоразлагаемые материалы – в данном случае полиэстер. Обувь Xocoi удобна, позволяет ногам (в том числе стопам) дышать, хорошо амортизирует при ходьбе – и экологически корректна. Что еще нужно людям, которые не привыкли быть как все?

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»